"Рудокопы духа": русский ибсенизм сквозь призму северного модерна

Бесплатный доступ

Рассматривается исторический контекст рецепции творчества норвежского драматурга. Среди факторов, способствовавших его популярности, подчеркнута роль локально-географической «северной» доминанты и ряда историко-ситуативных обстоятельств, влиявших на интерпретацию творчества Ибсена sub specie Nordi: начавшаяся в конце XIX века колонизация Русского Севера и пограничья России и Норвегии, открытие мифологии и фольклора северных народов, провозглашение независимости Норвегии в 1905 году и установление дипломатических отношений между странами. Выявляется содержание концепта «север» и производных от него идиом («северный модерн», «северный художник», «северный Ницше», «скандинавский гений»), ставших клише в том дискурсивном поле, в котором происходило освоение творчества Ибсена.

Еще

Ибсен, ибсенизм, русский символизм, северный модерн, миф, концепт, литературный топос

Короткий адрес: https://sciup.org/14751094

IDR: 14751094

Список литературы "Рудокопы духа": русский ибсенизм сквозь призму северного модерна

  • Боборыкин П. Д. Литературный театр. Письмо третье//Артист. 1893. № 26. С. 33.
  • Мережковский Д. Вечные спутники: Портреты из всемирной литературы. СПб., 1897. С. 287.
  • Иванов Вяч. Стихотворения. Поэмы. Трагедия: В 2 т. Т. 1. СПб.: Академич. проект, 1995. С. 426.
  • Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1973. С. 370.
  • Анненский И. Бранд-Ибсен//Анненский И. Книги отражений. М.: Наука, 1979. С. 178-179
  • Белый А. Кризис культуры//Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 280, 282.
  • Балтрушайтис Ю. У гроба Ибсена//Весы. 1906. № 8. С. 57, 58.
  • Гроховская Н. А. Литературные влияния и реминисценции в драматическом замысле А. Блока «Дионис Гиперборейский»//Новый филологический вестник. 2006. № 1 . Режим доступа: www.ifi.rsuh.ru (дата обращения 12.05.2016).
  • Грякалова Н. Ю. Sub specie Nordi: К феномену популярности Ибсена в России//Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте. СПб.: Изд. «Пушкинский Дом», 2007. С. 7-28.
  • Казанова П. Мировая Республика Литературы/Пер. с франц. М. Кожевниковой и М. Летаровой-Гистер. М.: Изд. им. Сабашниковых, 2003. 416 с.
  • Кириллов В. В. Архитектура северного модерна. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 160 с.
  • Магомедова Д. М. Александр Блок -читатель Ибсена (по материалам личной библиотеки поэта)//Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте. СПб.: Изд. «Пушкинский Дом», 2007. С. 65-74.
  • Раудар М. Н. Образы Севера и северной культуры в творчестве Анны Ахматовой: Ибсен и Ахматова//Скандинавский сборник. XXVI. Таллин, 1981. С. 208-225.
  • Раудар М. Н. Север и Скандинавия в лирике А. Блока//Скандинавский сборник. XVII. Таллин, 1982. С. 182-199.
  • Раудар М. Н. Образы Севера и Скандинавии в лирике В. Брюсова//Скандинавский сборник. XXXI. Таллин, 1988. С. 146-167.
  • Сандму Э. Мечта о чем-то большем//Ибсен глазами норвежских писателей/Пер. с норвеж. О. Дробот. : Gyldendal, 2006. С. 102-113.
  • Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте. СПб.: Изд. «Пушкинский Дом», 2007. 272 с.
  • Толмачев В. М. А. Блок и Х. Ибсен: Опыт компаративного исследования//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. III: Филология. 2016. Вып. 2 (47). С. 45-61.
  • Nilsson N. A. Russia and the Myth of the North: the Modernist Response//Russian Literature. 1987. Vol. XXI. № 2. Р 125-139.
Еще
Статья научная