Собор 1490 г. как основа конструирования "ереси жидовствующих"

Автор: Манохин Александр Александрович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 4 (99), 2021 года.

Бесплатный доступ

Ересь «жидовская мудрствующих» постоянно привлекала внимание ученых. Однако до сих пор нет единого взгляда на сущность ереси. В данной работе на основании давно изученных текстов предпринята попытка объяснить существенные расхождения в историографии. В первую очередь рассматриваются наиболее ранние тексты, имеющие отношение к ереси, - Послания Геннадия (Гонзова), архиепископа Новгородского, а также Соборный приговор 1490 г. и Поучение митрополита Московского и всея Руси Зосимы. Содержательный анализ вкупе с коллацией текстов Посланий еп. Прохору Сарскому и бывшему архиеп. Иоасафу (Оболенскому) позволяют сделать вывод о существовании «протограмоты», общего источника этих посланий. Как содержательно, так и кодикологически эти Послания архиеп. Геннадия не пересекаются с Посланием еп. Нифонту Суздальскому. Послание архиеп. Геннадия Новгородского митр. Зосиме усиливает содержательные противоречия. Появляются два указания на разные источники ереси: анонимный еврей из свиты Михаила Олельковича и Фёдор Курицын, вернувшийся из Венгрии. При этом сам Фёдор обвиняется вовсе не в «жидовском мудровании», но в «печаловании» за еретиков перед великим князем. Ключевое же свидетельство архиеп. Геннадия о ереси находится в последнем Послании - Собору епископов. В нем археп. Геннадий просит совокупно осудить всех указанных им еретиков и защищающих их лиц. Эту просьбу Собор 1490 г. выполняет. Таким образом, происходит смешение не менее пяти различных групп - «жидовская мудрствующие», кощунствующие, «сослужебники», «печальники» и «стригольник» Захар.

Еще

Архиепископ новгородский и псковский геннадий (гонзов), «ересь жидовствующих», собор 1490 года, митрополит московский и всея руси зосима, конструирование ереси, иудаизантство, иконоборчество, «укрепленная грамота», летоисчисления, коллация текстов

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140290136

IDR: 140290136   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_4_412

Список литературы Собор 1490 г. как основа конструирования "ереси жидовствующих"

  • Источники (1955) — Приложение. Источники по истории еретических движений XIV — нач. XVI в. // Казакова Н.А., ЛурьеЯ.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI в. М.; Л., 1955.
  • Плигузов, Тихонюк (1988) — ПлигузовА.И., ТихонюкИ.А. Послание Дмитрия Тра-ханиота новгородскому архиепископу Геннадию Гонзову о седмеричности счисления лет // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 51-75.
  • РФА (1987) — Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века. Т.2 / Текст подг. А. И. Плигузовым, Г. В. Семенченко, Л. Ф. Кузьминой под ред. В. И. Буганова. М., 1987.
  • АлексеевА.А. (1988) — АлексеевА.А. К истории русской переводческой школы XII века // ТОДРЛ. Л., 1988. Т. XLI. С. 154-196.
  • Алексеев А.И. (2017) — АлексеевАИ. О «странной» клятве великого князя Ивана III и о «странной» манере вести полемику. Ответ В. Я. Петрухину // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Вып. 7. М., 2017. С. 167-178.
  • АлексеевА.И. (2012) — АлексеевАИ. Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI в.: стригольники и жидовствующие. М., 2012.
  • Григоренко (1999) — ГригоренкоА.Ю. Духовные искания на Руси в конце XV века. СПб., 1999.
  • Григоренко (1990) — ГригоренкоА.Ю. «Лаодикийское послание» и его литературное окружение // ТОДРЛ. Л., 1990. Т. XLIII. С. 326 — 327.
  • Григоренко (2017) — ГригоренкоА.Ю. Религиозная мысль Московской Руси: иосифляне, нестяжатели, еретики. СПб., 2017.
  • Грищенко (2020) — Грищенко А.И. Археография и текстология Правленого славяно-русского пятикнижия XV века: новые данные // Славяноведение. 2020. № 4. С. 68-87.
  • Грищенко (2018а) — Грищенко А. И.Правленое славяно-русское Пятикнижие XV века: предварительные итоги лингвотекстологического изучения. М., 2018.
  • Грищенко (2018б) — Грищенко АН. Языковые и литературные контакты восточных славян и евреев в средние века. Итоги и перспективы изучения // Studi Slavistici. 2018. Vol. XV. №1. С. 29-60.
  • Дмитриев (2016) — Дмитриев М.В. От антииудаизма к иудаизантизму в православной культуре востока Европы в конце XV-XVI вв. // Polystoria. Цари, святые, мифотворцы в средневековой истории. М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. С. 107-135.
  • Казаков (2018) — Казаков А. А Иосиф Волоцкий и Геннадий Новгородский: к вопросу о преемстве идей в контексте сочинений против «жидовствующих» // Slovène = Слов^не. 2018. №1. С. 71-92.
  • Казаков (2019) — Казаков А.А. Конструируя ересь: два обличительных свидетельства об архимандритах-«жидовствующих» // Novogardia. 2019. №. 2. С. 160-176.
  • Казаков (2017) — КазаковА. А. Об истоках жидовской ереси в Новгороде конца XV века (некоторые свидетельства архиепископа Геннадия Новгородского) // Историческая психология и социология истории. 2017. № 1. С. 81-94.
  • Казакова, Лурье (1955) — КазаковаН.А, ЛурьеЯ.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века. М.; Л., 1955.
  • Мильков (2016) — МильковВ.В. Переводные философские сочинения в русской книжности конца XV — середины XVI веков: еврейские и арабские влияния. Историко-философский ежегодник. 2016. № 1. С. 269 — 295.
  • Мусин (2013) — Мусин А.Е. Загадки дома Святой Софии. СПб., 2013.
  • Петрухин, Белова (2008) — ПетрухинВ.Я, Белова О.В. «Еврейский миф» в славянской культуре. Иерусалим; М., 2008. С. 169-189.
  • Петрухин (2015) — Петрухин В. Я. Иван III — ересиарх? К спорам о «ереси жидовствующих» // Круги времён. М., 2015. С. 158-170.
  • Печников (2019) — ПечниковМ.В. Был ли Псков одним из еретических центров в конце XV века? // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2019. № 2 (14). С. 118-128.
  • Печников (2018) — Печников М.В. Иван III и новгородский розыск 1487-1490 гг. Ч. 1 // Средневековая Русь. Вып. 13. М., 2018. С. 181-240.
  • Печников (2020) — Печников М.В. Иван III и новгородский розыск 1487-1490 гг. Ч. 2 // Средневековая Русь. Вып. 14. М., 2020. С. 153-221.
  • Печников (2014) — Печников М. В. Церковь и стригольники в Пскове в конце XIV — первой трети XVI века // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2014. № 1 (55). С. 107-122.
  • Пономарёва (2016) — Пономарёва И.Г. О происхождении московских «укрепленных грамот» // Археографический ежегодник за 2012 год. М., 2016. С. 64-75.
  • Смилянская (2003) — Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII века. М., 2003.
  • Соболевский (1903) — СоболевскийАИ Переводная литература Московской Руси XIV — XVII веков. СПб., 1903.
  • Турилов (2009) — ТуриловА.А. Иван Чёрный // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. XX. С. 638-639.
  • Хоулетт (1993) — ХоулеттЯ.Р. Свидетельство архиепископа Новгородского Геннадия о «новгородских еретиков «жидовская мудръствующих» // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. XLVI. С. 53-73.
  • Цветков (2003) — ЦветковМ.А Послание Геннадия Новгородского епископу Прохору Сарскому в контексте с правилами новгородских Кормчих конца XV — начала XVI вв. // Новгородский исторический сборник. 2003. № 9 (19). С. 179-196.
  • Taube (2016) — Taube Moshe. The Logika of the Judaizers. A Fifteenth-Century Ruthenian Translation from Hebrew. Jerusalem, 2016.
Еще
Статья научная