Святитель Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский. "Краткая апология противников унии" (предисловие к публикации и перевод)

Автор: Пашков Петр Алексеевич

Журнал: Труды и переводы @proceedings-and-translations

Рубрика: Святоотеческое богословие в переводах

Статья в выпуске: 1 (3), 2020 года.

Бесплатный доступ

Читателю предлагается снабженный комментарием перевод апологетического сочинения св. Геннадия Схолария, направленного против Флорентийской унии. Полемист обращается к широкой массе простых верующих, желая укрепить в них приверженность православной догматике в условиях активной проповеди униатства со стороны императорской власти. В своей апологетике Схоларий опирается на соборную традицию Византийской Церкви и подчеркивает вселенский авторитет православного учения как противопоставленного «латинскому», а также разрешает основные затруднения, связанные с опорой римо-католического учения на святоотеческие источники. Вместе с тем, несмотря на популярный характер настоящего сочинения, св. Геннадий не опускается до популизма.

Еще

Греко-латинская полемика, флорентийская уния, геннадий схоларий, filioque, вселенские соборы

Короткий адрес: https://sciup.org/140294807

IDR: 140294807   |   DOI: 10.47132/2587-7607_2020_1_18

Список литературы Святитель Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский. "Краткая апология противников унии" (предисловие к публикации и перевод)

  • Bessarion Nicaenus. De Spiritus Sancti processione ad ALexium Lascarim Philanthropinum // Concilium Florentinum. Roma, 1961. Vol. 7. Fasc. 2.
  • Christophorus Justellus. Nomocanon Photii. Paris, 1615.
  • Jugie M. La lettre de Georges Amiroutzes au duc de Nauplie Demetrius sur le Concile de Florence. // Byzantion. Vol. 14, No. 1. 1939. P. 85-86.
  • Gelasius Cyzicenus. Historia ^nciln Nicaeni // PG. 85. Col. 1191-1360.
  • Georgii Phrantzae Chronicon. Viennae, 1796.
  • George-Gennadios Scholarius. Œuvres complètes / Ed. L. Petit, X. A. Sidéridès, M. Jugie. Paris, 1928-1936. 8 vols.
  • Laetentur Caeli // Символ. 2019. № 71. С. 47-57.
  • Leo Allatius. De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione libri tres. Cologne, 1648.
  • Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Parisiis, 1779. Vol. 23.
  • Nilus Cabasilas. De primatu papae // PG. 149. Col. 683-730.
  • Rossidou-KoutsouE.John Eugenikos' Antirrhetic of the decree of the Council of Ferrara-Florence. Nicosia, 2006.
  • Августин Блаженный, свт. О Троице. М., 2018.
  • Афанасий Великий, свт. О Дионисии, епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он единомыслен с ними // Творения. М., 1902. Т. 1. С. 444-471.
  • Борозенец Т. Путь, истина и жизнь: Вероучительные тексты Православной Церкви. К., 2013.
  • Василий Великий, свт. Письмо 202 (210), к неокесарийским ученым // Творения. М., 1902. Т. 7. С. 74-80.; Он же. Письмо 9, к Максиму философу // Там же. Т. 6. С. 40-42
  • Григорий Богослов, свт. Похвальное слово Афанасию Великому // Творения. СПб., 1912. Т. 1. С. 307-326.
  • Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1.
  • Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания. М., 2018.
  • Каноны, или Книга правил. Минск, 2016.
  • ЛопаревХ.М. Об униатстве имп. Мануила Комнина // Византийский временник. 1907. Т. 14. Вып. 2-3. С. 334-357.
  • Марк Эфесский, свт. Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами во Флоренции // Амвросий (Погодин), архим. Святитель Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994. C. 278-293.
  • Пападопуло-Керамевс А. Фотия святейшего архиепископа Константинопольского «О Гробе господа нашего Иисуса Христа и другие малые его творения» // ППС. 1892. Т. 11. Вып. 2 (32). С. 141-177.
  • Сильвестр Сиропул. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе. СПб., 2016.
  • Аотвеод. Тоцод KaxaXXay^g. 'Ev Haaiw, 1692. X. 422-431.
  • "Opog niorewg x^g Меуа^п^ ка1 OlKou^eviK^g XuvoSou // Kapfiipyg 'I. Та Аоуцатька ка1 ХицРоХька Mvn^eia т^д 'Ор9о8о|ои Ka9oXiK^g 'Екк^паьад. A9^va 1960. Т. 1. X. 268-269.
  • Пт^ц-АяоагоХолоиХои М, AnoaroXdnovXog А. Г. 'Ел1апца Kd^eva той Патркархеюи KwvaTavTivounoXewg. Та awZo^eva ало тг^ nepioSo 1454-1498. A9r|va, 2011.
  • Gill J. The council of Florence. Cambridge, 1959.
  • Jugie M. Theologia Dogmatica Christianorum Orientalium ab Ecclesia catholica dissidentium. Paris, 1926. Vol. 1.
  • Kaeppeli T. Scriptores Ordinis Praedicatorum Medii Aevi. Roma, 1970. Vol. 1.
  • Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos, 1143-1180. Cambridge, 2002.
  • Papadakis A. Crisis in Byzantium: The Filioque Controversy in the Patriarchate of Gregory II of Cyprus (1283-1289). New York, 1997.
  • Siecienski E. The Filioque: History of a Doctrinal Controversy. Oxford, 2010.
  • Бармин А.В. Полемика и схизма. М., 2006.
  • Дунаев А.Г. Кидонис // Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 32. С. 640-656.
  • Жаворонков П. Никейская империя и Запад (Взаимоотношения с государствами Апеннинского полуострова и папством) // Византийский временник. 1974. T. 36. C. 100-121.
  • Катанский А. Л. История попыток к соединению церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении. СПб., 1868.
  • Пападакис А. Христианский Восток и возвышение папства. М., 2010.
  • Троицкий И.Е. Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты // Христианское чтение. 1871. № 4. С. 579-645; № 6. С. 1055-1119.
  • Успенский Ф.И. История Византийской Империи. М.-Л.: Издательство Академии наук, 1948.
  • Финк К.-А. Евгений IV. Базельский и Ферраро-Флорентийский соборы // Символ. 2019. №71. С. 8-33.
  • Фаёад В. 'ЕккХпаиголкг] iaropia. A9^vai, 1994.
Еще
Статья научная