Социально-психологические факторы адаптации к дистанционному обучению старших школьников в период пандемии
Автор: Ткачева Татьяна Леонидовна
Журнал: Artium Magister @artium
Рубрика: Современные технологии обучения и воспитания
Статья в выпуске: 1 т.22, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема взаимосвязи между социально-психологическими факторами структурных компонентов психологической устойчивости и самоэффективности в период пандемии Covid-19. Проводится теоретический анализ понятия «самоэффективность». В рамках данной статьи проводится исследование связи самоэффективности с такими социально-психологическими факторами, как стресс, тревожность, фрустрация, потребность в одобрении, принятие родителями и одноклассниками, социальная активность и самоконтроль поведения.
Психологическая адаптация, школьное обучение в эпоху covid-19, стресс, самоэффективность, самоконтроль поведения
Короткий адрес: https://sciup.org/149140761
IDR: 149140761
Текст научной статьи Социально-психологические факторы адаптации к дистанционному обучению старших школьников в период пандемии
В 2019 г. образовательная система столкнулась с резким и вынужденным временным переформатированием системы получения и передачи знаний учащимся на всех этапах образовательного процесса. В связи с тем, что ситуация пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 не была прогнозируемой, переходного периода по выстраиванию дистанционного процесса обучения не было [3, с. 29]. Обучающиеся на всех ступенях образования были перегружены большим объемом домашних заданий и материала, направленного на самостоятельное изучение [10, с. 18]. Однако образовательная система столкнулась с отсутствием практики и опыта массового и всеобъемлющего внедрения технологий удаленного дистанционного доступа к получению образовательных услуг.
Помимо растущего увлечения использованием гаджетов для отдыха и развлечений, в этот период учащиеся должны были использовать экранные устройства и для обучения, получения знаний, подготовки домашних заданий. Общество столклось с вынужденной ускоренной виртуальной социализацией, жизнь предстала двумя весомыми ипостасями: реальной и виртуальной, к которым стало необходимо адаптироваться в кратчайшие сроки [1, с. 54]. Низкая физическая активность, стрессовое состояние привели к низкой успеваемости, слабой самоорганизованности и негативному отношению к процессу обучения, вследствие чего общая мотивация обучения у части учащихся снизилась [6, с. 143]. В свою очередь вынужденная социализация 2020 г. в период самоизоляции привела к отсутствию возможности живого общения, взаимодействия с друзьями, преподавателями.
Другая же часть учащихся смогли перестроиться и воспользоваться потенциалом современных информационных интернет-тех-нологий, усилили свою познавательную активность и учебную мотивацию [2, с. 114]. Данная тенденция реализовалась также ввиду привычного и популяризированного виртуального взаимодействия, которое значительно облегчило освоение инновационных образовательных технологий [7, с. 158].
Концепция самоэффективности
Опыт организации педагогического процесса в дистанционной форме имеет как ряд преимуществ (домашняя атмосфера, онлайн видео и задания, быстрый обмен заданиями), так и недостатков (высокая нагрузка, отсутствие или недостаток внеклассных мероприятий, нехватка оборудования на всех членов семьи, недостаточный уровень освоения цифровых ресурсов) [8, с. 18].
На сегодняшний день период общего дистанционного обучения завершен, обучающиеся вернулись в свои учебные учреждения, однако тенденция закрытия классов на карантин в связи с COVID-19 и перевод локальных классов на ограниченное время в дистанционную форму обучения представляет собой уже отработанную схему взаимодействия образовательной системы и учащихся.
Дистанционное обучение, или обучение в смешанном стиле (реализуемое в период пандемии), определяет и выдвигает на передний план такие социально-психологические особенности обучающихся, как организованность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность, инициативность, учебная мотивация, мотивация к достижению результата, потребность в развитии, эффективность соотношения времени к затраченным усилиям, самоконтроль [4, с. 123]. В связи с сокращением устной обратной связи с преподавателем обучающиеся периодически сталкиваются со снижением учебной мотивации, и, чтобы избежать этого, им необходимы навыки высокой самоорганизованности, самоконтроля и рефлексии эффективности проделанной работы с отсроченной во времени и объеме воспроизведения обратной связью от педагога [5, с. 244].
Современное понимание понятия самоэффективности в образовательном процессе связывают с именем А. Бандуры и его концепцией академической самоэффективности (1977), разработанной в рамках социальнокогнитивной теории научения [9, с. 76]. Под самоэффективностью в общем смысле понимаем убеждение, суждение человека о своей способности выполнять стоящие перед ним задачи и приходить к желаемым учебным результатам в конкретно обозначенных условиях. В рамках дистанционного обучения самоэффективность проявляется в способности и уверенности обучающегося усваивать предметы дистанционно, оценивать и развивать свои навыки, применяемые при подобной форме обучения.
Анализ
В 2020 и 2021 гг. нами было проведено исследование определения уровня самоэффективности школьников 10, 11 классов после выхода из дистанта, находящихся на сегодняшний день в ситуации вынужденного переключения между очной и дистантной формами обучения в связи с COVID-19. В исследовании приняли участие 96 человек в 2020 г. и 85 человек в 2021 году.
Количественный уровень самоэффективности обучающихся (то есть оценка учащимся своего потенциала в сферах предметной деятельности и общения) был определен согласно методике Маддукса и Шеера. Также нами были рассмотрены уровень социальной активности (тест жизнестойкости Мади, тест на уровень социальной адаптации), принятие родителями (тест «Неоконченные предложения» С. Леви) и одноклассниками (метод социометрических измерений Дж. Морено), фрустрация (тест фрустрационных реакций Розенцвейга), импульсивность (опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосен-кова), потребность в одобрении (методика «Оценка потребности в одобрении» Д. Краун и Д. Марлоу), тревожность (шкала проявлений тревоги Тейлор).
Анализ анкет показал, что высокий уровень самоэффективности остался без изменений при сравнении 2020 г. (рис. 1) и 2021 г. (рис. 2), увеличился низкий уровень самоэффективности в 2021 г. с 3 до 9 %.
Результаты и их обсуждение
Для выявления взаимосвязи между социально-психологическими факторами струк- турных компонентов психологической устойчивости мы использовали коэффициент корреляции r-Спирмена (на общей выборке 181 человек).
Полученные результаты представлены на рисунке 3.
Как показали результаты, значения отобранных методик коррелируют на высоком уровне значимости. Нами выявлена тесная положительная взаимосвязь между самоэффективностью и потребностью в одобрении ( r = ,467, P = 0,01), принятием родителями ( r = ,535, P = 0,01), принятием одноклассниками ( r = ,350, P = 0,01), социальной активностью ( r = ,607, P = 0,01), самоконтролем поведения ( r = ,622, P = 0,01), что говорит о том, что при получении одобрения со стороны семьи и педагогов обучающимся гораздо проще выстраивать индивидуальный дистанционный образовательный маршрут, эффектив-
Уровень самоэффективности, 2020
■" низкий и средний И высокий

Рис. 1. Уровень самоэффективности в 2020 году
Уровень самоэффективности, 2021
□ низкий в средний и высокий


НИЗКИЙ средний высокий
Рис. 2. Уровень самоэффективности в 2021 году ность их работы возрастает, причем принятие родителями, семьей гораздо важнее принятия одноклассников, несмотря на особенность возрастной психологии подростков. Самоэффективность коррелирует с социальной активностью следующим образом: чем выше у старшеклассника активная жизненная позиция, выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия, тем выше он демонстрирует навыки самоэффективности. Также обнаружена явная корреляционная взаимосвязь самоэффективности с самоконтролем поведения.
Помимо факторов, положительно влияющих на самоэффективность, мы увидели ряд факторов, снижающих уровень самоэффективности: фрустрация ( r = -,545, P = 0,01), тревожность ( r = -,474, P = 0,01), импульсивность ( r = -,444, P = 0,01) и подверженность влиянию группы ( r = -,350, P = 0,01).
Таким образом, неустойчивое, тревожное психоэмоциональное состояние, подверженность чужому влиянию негативным образом сказывается на самоэффективности обучающегося.
Заключение
Таким образом, на основании проведенного анализа и наблюдений за психоэмоцио- нальным состоянием и уровнем эффективности школьников 10–11 классов в период дистанционного обучения мы пришли к выводу, что на высокий уровень самоэффективности влияет наличие одобрения действий и мотивов обучающегося, принятие родителями, принятие одноклассниками, социальная активность самого подростка, навыки владения самоконтролем поведения.
Также мы выявили факторы, снижающие самоэффективность обучающихся, к которым можно отнести неустойчивое, тревожное психоэмоциональное состояние, подверженность чужому влиянию.
Список литературы Социально-психологические факторы адаптации к дистанционному обучению старших школьников в период пандемии
- Александрова, О. М. Переход на дистанционное образование в школе / О. М. Александрова, Е. В. Орлов, Л. И. Степанова // Управленческие решения. Современные тенденции развития системы образования: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2020. - С. 52-55.
- Артеменков, М. Н. Трансформация образовательных стратегий выпускников школ в условиях распространения коронавируса COVID-19: региональный аспект / М. Н. Артеменков, Е. Е. Сухова // Региональные исследования. - 2020. - № 2 (68). - С. 111-120.
- Власюк, И. В. Вопросы аксиологизации "умных" технологий в образовании / И. В. Власюк, М. Н. Подольская, Н. Т. Тришина // Среднее профессиональное образование. - 2020 (сент.). - № 9 (301). - С. 29-31.
- Кондаурова, О. П. Самоэффективность учебной деятельности студентов в дистанционном формате обучения в период пандемии COVID-19 / О. П. Кондаурова // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 68-4. - С. 121-123. -.
- Мартьянов, Е. Ю. Опыт системного анализа дистанционного обучения в российских школах в период пандемии коронавируса: философско-методологический дискурс / Е. Ю. Мартьянов, Е. Г. Мартьянова // Концепция "Общество знаний" как новая форма постиндустриального общества: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2020. - С. 241-247.
- Механизм управления пандемическим стрессом средствами оздоровительной двигательной деятельности / Е. С. Садовников, М. Н. Жегалова, А. В. Скивко, Н. Т. Тришина // Актуальные вопросы физического и адаптивного воспитания в системе образования: материалы III Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (15-16 апр. 2021). - Волгоград, 2021. - Т. 3. - С. 140-147.
- Оборин, М. С. Влияние пандемии COVID-19 на образовательный процесс / М. С. Оборин // Сервис в России и за рубежом. - 2020. - Т. 14, № 5. - С. 153-163. -.
- Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) / В. Р. Кучма, А. С. Седова, М. И. Степанова, И. К. Рапопорт, М.А. Поленова, С. Б. Соколова, И. Э. Александрова, В. В. Чубаровский // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2020. - № 2. - С. 4-23.
- Шиленкова, Л. Н. Самоэффективность в образовательном процессе (обзор зарубежных исследований) / Л. Н. Шиленкова // Современная зарубежная психология. - 2020. - Т. 9, № 3. - С. 69-78. -.
- Школьный климат: концепция и инструмент измерения / Д. А. Александров, В. А. Иванюшина, Д. К. Ходоренко, К. А. Тенишева. - М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2018. - 105 с.