Специфика воплощения типовых образов пекинской, сычуаньской и кантонской опер в произведениях масляной живописи

Бесплатный доступ

Специфика китайской традиционной оперы обусловлена региональными и культурными особенностями, эстетическими и религиозно-философскими традициями Китая. Для разных видов китайской оперы характерны разные сюжеты, актерские амплуа, костюмы и грим, цветовая символика. В статье на примере творчества китайских художников ХХ-XXI вв. автор раскрывает особенности визуального воплощения средствами масляной живописи характерных элементов наиболее популярных и известных региональных видов традиционной китайской оперы - пекинской, сычуаньской и кантонской. В рамках исследования применяются такие научные методы, как формально-стилистический, сравнительный, иконографический анализы, систематизация. В результате исследования автором были выявлены как общие тенденции, так и индивидуальные особенности воплощения художниками образов разных региональных видов традиционной китайской оперы в произведениях масляной живописи, обусловленные спецификой этих видов.

Еще

Пекинская опера, сычуаньская опера, гуаньчжоуская опера, масляная живопись, изобразительное искусство, китайская традиционная опера, художественный образ

Короткий адрес: https://sciup.org/140304471

IDR: 140304471   |   DOI: 10.53115/19975996_2024_01_087_095

Список литературы Специфика воплощения типовых образов пекинской, сычуаньской и кантонской опер в произведениях масляной живописи

  • Анчуков С., Фу Шуай. Пекинская опера: история, традиции, визуальные символы в дизайне и пластическом искусстве. – СПб.: Астерион, 2020. – 474 с.
  • Гультяева Г.С. Реалистическая живопись Китая XX века в контексте визуализации культуры // Обсерватория культуры. – 2021, № 18 (1). – С. 32–43. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-32-43
  • Ду Цзяньхуа. Цвет сычуаньской оперы / Пер. с кит. Н.В. Кулимеевой., М.Д. Гусевой. – М.: Шанс, 2021. – 571 с.
  • Жуань Юн Чэнь. Символика и условность в искусстве Пекинской оперы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 2 ч. Ч. I. – 2012, № 9 (23). – C. 84–88.
  • Ли Бинь. История традиционного китайского театра / Пер. с кит. А.В. Минеевой, Н.Н. Рыбалко. – М.: Шанс, 2018. – 215 с.
  • Лукинский Н.А., Шерстова Л.И. Пекинская опера: происхождение и эволюция // Вестник Томского государственного университета. – 2018,– № 54. – С. 161–164.
  • Мозгот С.А., Ян Ли. Амплуа персонажей в пекинской опере и формы их репрезентации // Культурная жизнь Юга России. – 2021, № 1. – С. 21–26.
  • Мэнлинь Л. Художественные особенности изображения отрицательных персонажей в традиционной китайской опере // Культура: открытый формат: Сборник научных статей. Международная заочная научная конференция, Минск, 24 июня 2021 года. – Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2022. – С. 143–147.
  • Ся Голян. Своеобразие художественного образа в живописи и театральном искусстве Китая и Беларуси: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. – Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2018. – 26 с.
  • Федотова Н.А., Колпецкая О.Ю. Феномен грим-маски артистов пекинской оперы // Science Time. – 2016, № 2 (26). – С. 576–581.
  • Фу Шуай. Влияние китайского эстетического воззрения на формирование образцов грима в китайском традиционном театре // Научное мнение. – 2013, № 9. – С. 112–116.
  • Фу Шуай. Использование образов персонажей пекинской оперы в китайской живописи // Научное мнение. – 2013, № 8. – С. 75–81.
  • Фу Шуай. Символика грима в пекинской опере // Научное мнение. – 2013, № 3. – С. 149–155.
  • Фу Шуай. Эволюция образов и символов пекинской оперы в системе китайского пластического искусства / Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. – СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2015. – 172 с.
  • Ху Яньли. Китайская опера как нематериальное культурное наследие Китая // Общество: философия, история, культура. – 2015, № 4. – С. 25.
  • Яковлева Н.Ф. Восприятие мира в традиционной китайской живописи // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2012, № 6. – С. 262–266.
  • 付令。试谈川剧变脸艺术的传承与发展 成都纺织高等专科学校学报= Фу Лин. Проблема преемственности и развития искусства смены масок бяньлянь в сычуаньской опере // Вестник высшей технической школы текстиля. – 2013, № 3. – С. 78–80 (на кит. яз.)
Еще
Статья научная