Тема художественного творчества в раннем бурятском романе

Автор: Серебрякова Зоя Александровна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 6, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется тема художественного творчества в бурятском романе конца 1940 - начала 1950-х гг. Обращение бурятского романа уже на начальном этапе его развития к теме художественного творчества свидетельствует о том, что, несмотря на идеологический диктат, проявлявшийся, в частности, в доминировании коллективного начала над личным, писателям удавалось преодолевать нормативность социалистического реализма, проявляя собственные мысли и чувства, собственную индивидуальность и утверждая в произведениях самоценность личности. Народные песни, выражающие общественное мнение о людях и событиях, передающие лирическое настроение персонажей, вплетены в художественную ткань романов «Степь проснулась» Ж. Тумунова и «На утренней заре» Х. Намсараева. Роман «Доржи, сын Банзара» Ч. Цыдендамбаева пронизан духом народного творчества, идеей одаренности, талантливости народа, который проявляется в образах сказителя, художника, музыканта и других творцов из народа. Центральным героем романа «Золотой дождь» Ж. Тумунова является профессиональный художник, вот почему одной из ведущих выступает проблема миссии художника на земле.

Еще

Бурятский роман, художественное творчество народа, народная песня, романный герой, образ художника, творческая индивидуальность, личностное начало

Короткий адрес: https://sciup.org/148183585

IDR: 148183585   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2017-6-145-150

Список литературы Тема художественного творчества в раннем бурятском романе

  • Базаров Б. В. Общественно-политическая жизнь 1920-1950-х годов и развитие литературы и искусства Бурятии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. 193 с.
  • Гюнтер Х. Жизненные фазы соцреалистического канона//Соцреалистический канон/сб. ст. под общ. ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. С. 281-288.
  • Дугар-Нимаев Ц.-А. Жамсо Тумунов: краткий библиографический очерк. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1960. 156 с.
  • Ковский В. История подлинная и мнимая//Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. М.: Сов. писатель, 1990. С. 270-294.
  • Лахусен Т. Соцреализм в поисках своих берегов: несколько критических замечаний относительно «исторически открытой эстетической системы правдивого изображения жизни»//Соцреалистический канон: сб. ст./под общ. ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. C. 523-536.
  • Намсараев Х. Н. На утренней заре/авториз. пер. с бурят. М. Степанова. М.: Сов. Россия, 1978. 208 с.
  • Осорова С. Г. Психологическое мастерство Х. Намсараева в романе «На утренней заре»//Творчество Х. Намсараева. Улан-Удэ: БНЦ СО АН СССР, 1991. C. 72-77.
  • Тумунов Ж. Т. Золотой дождь/пер. с бурят.-монг. И. Луговского. Улан-Удэ: Бурят-монг. кн. изд-во, 1958. 288 с.
  • Тумунов Ж. Т. Степь проснулась/авториз. пер. с бурят. А. Митрофанова и С. Родова. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972. 366 с.
  • Цыдендамбаев Ч. Доржи, сын Банзара/авториз. пер. с бурят. М. Степанова. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1969. 421 с.
Еще
Статья научная