Тенденции изменения национальной кухни монгольских народов трансграничного региона

Автор: Татарова Светлана Петровна, Затеева Надежда Александровна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 6, 2022 года.

Бесплатный доступ

Система национального питания является важнейшим элементом культуры в ее материальном проявлении. Сравнивая народы трансграничного региона - бурят и монголов, имеющих общую историю, можно отметить, что процессы размывания традиций приема и приготовления пищи протекают в настоящее время по-разному, активнее - среди бурятского населения. У монгольских народов наблюдается преимущественное сохранение тенденций в питании. В результате исследования выявлено, что наиболее устойчивы в этом отношении оказались традиции приготовления праздничных блюд, которые сопровождаются ритуалами встречи гостей, оформления стола. Отмечается, что национальная кухня остается важным элементом этнического самоопределения граждан, позволяющим им сохранять традиционные особенности, которые выступают признаком национальной идентичности монголов и бурят. Наиболее ярко это проявляется в традиции приготовления праздничных и ритуальных блюд.

Еще

Монгольские народы, национальная кухня, система питания, национальная кулинария, культура питания

Короткий адрес: https://sciup.org/149140648

IDR: 149140648   |   DOI: 10.24158/tipor.2022.6.3

Список литературы Тенденции изменения национальной кухни монгольских народов трансграничного региона

  • Бадмаев А.А. Баранья лопатка в обрядовой практике бурят // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, № 7. С. 255-263.
  • Будаева Ц.Б. Возрождение экологических традиций бурят // Социологические исследования. 2003. № 6 (230). С. 120-123.
  • Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов: монгольский кочевой феодализм. Л., 1934. 223 с.
  • Галданова Г.Р. Ритуальная пища монгольских народов // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Новосибирск, 1993. С. 141-150.
  • Данилов С.В. Гастрономический туризм как креативная практика диалога цивилизаций // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. Т. 6, № 3 (16). С. 6-14.
  • Дробышев Ю.И. Человек и природа в кочевых обществах Центральной Азии (III в. до н.э. - XVI в. н.э.). М., 2014. 608 с.
  • Дробышев Ю.И., Сыртыпова С.-Х.Д. Дополнительные источники жизнеобеспечения кочевников Центральной Азии // Аридные экосистемы. 2016. Т. 22, № 3 (68). С. 92-98.
  • Жуковская Н.Л. Пища кочевников Центральной Азии (к вопросу об экологических основах формирования модели питания) // Советская этнография. 1979. № 5. С. 64-75.
  • История еды и традиции питания народов мира. М., 2016. 460 с.
  • Назаров Р.Р. Национальная кухня Узбекистана: традиции и инновации // История еды и традиции питания народов мира. М., 2016. С. 172-182.
  • Павловская А.В. Из истории русской кухни. Часть 3. Что такое национальная кухня // Вопросы диетологии. 2016а. Т. 6, № 3. С. 77-80. https://doi.org/10.20953/2224-5448-2016-3-77-82
  • Павловская А.В. Из истории русской кухни. Часть 4. Еда и победы русской кухни // Вопросы диетологии. 2016б. Т. 6, № 4. С. 4-16. https://doi.org/10.20953/2224-5448-2016-4-47-52
  • Рона-Таш А. По следам кочевников. Монголия глазами этнографа. М., 1964. 389 с.
  • Румянцева Е.Е. Товары, вредные для здоровья. М., 2005. 392 с.
  • Традиционная пища как выражение этнического самосознания / ответ. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. М., 2001. 293 с.
  • Тугутов И.Е. Материальная культура бурят : этнографическое исследование. Улан-Удэ, 1958. 215 с.
  • Цыбенова М.Д. Пища средневековых монголов // Средневековая культура монгольских народов. Новосибирск, 1992. С. 125-135.
  • Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / под ред. Н.В. Абаева. Новосибирск, 1992. 160 с.
  • Этноэкологические аспекты духовной культуры / ответ. ред.: В.И. Козлов, А.Н. Ямсков, Н.И. Григулевич. М., 2005. 324 с.
Еще
Статья научная