Утопические идеи советского музыкального авангарда в исторической памяти
Автор: Иванов Андрей Геннадиевич
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры
Статья в выпуске: 5 (109), 2022 года.
Бесплатный доступ
В настоящее время медиасфера оказывает существенное влияние на содержание и трансформацию исторической памяти. Одним из основных для современной коммуникативной памяти остается образ СССР и соответствующие коннотации. Сам факт возникновения Советской России стал своеобразным воплощением утопии с последующим государственным строительством социального идеала. На помощь новому государству пришли идеи авангардизма, связанные с научно техническим прогрессом, с культом машин, с радикальным пересмотром темпоральности. В статье дана оценка вклада советских авангардистов в формирование образа СССР, а также показано, как утопии советского авангарда представлены в современной медийной среде. В частности, в фокусе внимания автора оказывается творчество советских композиторов, ориентированных на музыкальный авангард, например, члена Ассоциации современной музыки А. В. Мосолова, сочинение которого «Завод. Музыка машин» в последнее время активно тиражируется за рубежом. Также приводятся примеры использования сегодня музыкального инструмента терменвокса, изобретенного Л. Терменом на заре авангарда. Делается вывод, что в настоящее время без отсылок к советскому музыкальному авангарду не обходятся значимые мероприятия и медиапроекты, что свидетельствует об актуальности советского прошлого, о востребованности конструктивного потенциала советской утопии, о популярности идей авангардизма в целом.
Советский авангард, историческая память
Короткий адрес: https://sciup.org/144162590
IDR: 144162590 | DOI: 10.24412/1997-0803-2022-5109-100-109
Список литературы Утопические идеи советского музыкального авангарда в исторической памяти
- Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 363 с.
- Бобрик О.А. Венское издательство Universal Edition и советские музыканты: история сотрудничества в 1923-1945 годах: автореф. дисс... канд. искусствоведения. Москва, 2007. 15 с.
- Бобринская Е.А. Душа толпы: Искусство и социальная мифология. Москва: Кучково поле, 2018. 280 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. Москва: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. 575 с.
- Воробьев И.С. Черты утопии и антиутопии в творчестве А. Мосолова 1920-х - начала 1930-х годов // Музыкальная академия. 2012. №4 (740). С. 59-66.
- Еремеева С.А. Память: поле битвы или поле жатвы? Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. 360 с.
- Краткий учебник по русскому авангарду. Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств - поэзии, скульптуре, архитектуре, театре, кино, музыке и живописи [Электронный ресурс]. URL: http://arzamas.academy/materials/638
- Куляпин А.И., Скубач О.А. Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи. Москва: Языки славянской культуры, 2013. 240 с.
- Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 384 с.
- Люббе Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем / пер. с нем. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 456 с.
- Мейясу К. После конечности: Эссе о необходимости контингентности / пер. с фр. Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый, 2017. 196 с.
- Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина после постмодернизма / под ред. Р. ван ден Аккера, Т. Вермюлена и Э. Гиббонс. Москва: РИПОЛ классик, 2022. 496 с.
- Паниотова Т.С., Романенко М.А. Кривые зеркала авангарда: утопические проекции советской цивилизации // Диалог со временем. 2019. №69. С. 237-250.
- Парфенов Л. Намедни. Наша эра. 1931-1940. Москва: Издательство АСТ; CORPUS, 2017. 224 с.
- Русский музыкальный авангард сегодня и вчера. И не только. Беседа с Виктором Екимовским // Музыкальная академия. 2014. №2 (746). С. 22-25.
- Рыков А. Политика авангарда. Москва: Новое литературное обозрение, 2019. 208 с.
- Структура и воспроизводство памяти о Советском Союзе в российском общественном мнении. По результатам инициативных репрезентативных общероссийских опросов населения // Левада-Центр. Аналитический центр Юрия Левады [Электронный ресурс] URL: http://www.levada. ru/2020/03/24/struktura-i-vosproizvodstvo-pamyati-o-sovetskom-soyuze-v-rossijskom-obshhestven-nom-mnenii/
- Харман Г. Объектно-ориентированная онтология: новая «теория всего» / пер. с англ. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2021. 272 с.
- Хирш М. Поколение постпамяти: Письмо и визуальная культура после Холокоста / пер. с англ. Москва: Новое издательство, 2021. 428 с.
- Хрущева Н. Метамодерн в музыке и вокруг нее. Москва: Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2022. 304 с.
- Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с фр. Москва: Академический проект, 2010. 251 с.
- Dijck J. van Mediated Memories in the Digital Age. Stanford, CA: Stanford University Press, 2007. 256 p.
- Erll A. Literature, Film, and the Mediality of Cultural Memory // Cultural Memory Studies: An International and Interdisciplinary Handbook / ed. by A. Erll, A. Nunning. Berlin; New York: De Gruyter, 2008. P. 389-399.
- Hadusek J. Metallica's S&M2 Film Breaks $5 Million at the Box Office, Gets Additional Worldwide Screening // Consequence. October 16, 2019 [Электронный ресурс] URL: http://consequence.net/2019/10/ metallicas-sm2-film-box-office/