Уважение чести и достоинства личности: принцип, требующий толкования
Автор: Пархоменко П.А., Молунова Н.И.
Журнал: Ученые записки Казанского юридического института МВД России @uzkui
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 2 (20) т.10, 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается важнейший принцип уголовного судопроизводства – уважение чести и достоинства личности. Подвергается детальному анализу терминология, используемая в нормах, регламентирующих рассматриваемый принцип. Подчеркиваются его важность и необходимость в сфере уголовно-процессуальных отношений. Вместе с тем авторами обращается внимание на оценочную характеристику таких понятий, как «пытка», «насилие», «честь», «достоинство», что порождает ряд проблемных вопросов при реализации гарантий прав участников уголовного судопроизводства.
Принцип уголовного судопроизводства, уважение чести и достоинства, следственные действия, физическое воздействие, насилие, пытки, охрана прав и свобод
Короткий адрес: https://sciup.org/142246787
IDR: 142246787 | УДК: 343.131
Текст научной статьи Уважение чести и достоинства личности: принцип, требующий толкования
Принцип уважения чести и достоинства личности, закрепленный в ст. 9 УПК РФ, является одним из ключевых принципов уголовного судопроизводства, направленным на защиту основных прав и свобод человека. В своем содержании принцип содержит ряд запретов, обеспечивающих уважение чести и достоинства в уголовном судопроизводстве. Разберемся в терминологии, а также выясним, какие действия и решения могут привести к унижению чести и достоинства участника уголовного процесса и как этого не допустить.
Честь и достоинство – неотъемлемые ценности каждого человека, охраняемые государством, в том числе уголовным законом. Несмотря на частое использование этих понятий в законодательстве, четких юридических определений им пока не дано. Юридический словарь определяет честь как нравственную категорию, которая связывается с оценкой личности в глазах окружающих и отражает конкретное общественное положение человека, род его деятельности и признание его моральных заслуг [1]. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации описывает достоинство как внутреннюю оценку собственных качеств, способностей, мировоззрения и социальной значимости, то есть это является отражением в сознании человека его объективно важного положения в об-ществе1. По этому поводу высказывался и Конституционный Суд Российской Федерации: обеспечение достоинства личности предполагает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов1.
В связи с изложенным предполагается правильным и разумным разработать определения понятий «честь» и «достоинство» применительно к уголовно-процессуальной отрасли права.
Честь представляет собой оценку личности обществом на основе её моральных, нравственных, духовных, социальных качеств. В уголовном процессе общественное мнение играет важную роль в восприятии участников. Следовательно, должностные лица обязаны учитывать это восприятие. Для этого необходимо установить и учесть все обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого (п. 3 ч. 1 ст. 73 97 УПК РФ), при определении вида и меры наказания (п. 6–9 ч. 1 ст. 299 УПК).
Достоинство является внутренней самооценкой личности, отражающей его качества, способности и мировоззрение, а также ощущение своей значимости и ценности в обществе, что требует признания и внимательного отношения со стороны государственных органов.
Далее рассмотрим вопрос об определении таких терминов, как «насилие», «пытки», «другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение».
Крайней формой умаления чести и достоинства является пытка. Конституция, федеральные законы и международные акты строго запрещают любые формы жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство человека. В ст. 21 Конституции Российской Федерации содержится норма о запрете пыток, насилия, другого жестокого и унижающего достоинства обращения и наказания, а также указание на недопустимость без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным и иным опытам. Всеобщая декларация прав человека вводит запрет на любое применение пыток, насилия и жестокое обращение как действия, недопустимые для современного цивилизованного общества2. Аналогичное требование отражено в ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Понятие «пытка» содержится в ч. 1 ст. 1 Конвенции ООН от 10 декабря 1984 года3. В примечании к статье 286 УК РФ содержится определение пытка, в ней же отражены действия, которые пытками не являются. 97
Что касается понятия «насилие», то законодатель не даёт каких-либо его трактовок применительно к уголовному судопроизводству. В Большом юридическом словаре насилие определяется как физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией РФ право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле) [2]. Конституционный Суд РФ подчеркивает, что любое посягательство на личность, ее права и свободы, особенно на физическую неприкосновенность, является одновременно и посягательством на человеческое достоинство, превращая человека в объект произвола и насилия. В связи с этим государство обязано принимать превентивные меры против общественно опасных деяний, учитывая их тяжесть и распространенность, и определять состав правонарушения и признаки противоправности1.
Р.А. Базаров, В.Д. Меньшагин, А.А. Пионтковский, Р.Д. Шарапов понимали насилие как всякое воздействие на телесную неприкосновенность потерпевшего, а также как применение физической силы к потерпевшему [3].
На наш взгляд, в данном случае здесь допустима аналогия с врачебной деятельностью, которая нередко сопряжена с причинением боли, обнажением и другими действиями.
Работа следственных органов неизбежно связана с применением мер принуждения, необходимых для достижения назначения уголовного судопроизводства. Законодатель допускает использование таких мер, включая физическое 98 воздействие при проведении следственных действий, для обеспечения нормального хода процесса.
А.М. Ларин отмечает, что УПК РФ как прямо, так и косвенно санкционирует применение физической силы для обеспечения «законопослушного поведения» [4]. В качестве примера он приводит такие действия, как уклонение от явки на допрос, отказ выдать доказательства, открыть помещения или хранилища, которые, по его мнению, могут быть пресечены физическим воздействием.
Принцип уважения чести и достоинства личности, закреплённый в ст. 9 УПК РФ, находит своё практическое применение на всех этапах уголовного судопроизводства. Это отражено в многочисленных процессуальных нормах (например, ч. 3 ст. 161, ч. 4 ст. 179, ч. 7 ст. 182, ч. 3 ст. 184, ч. 2 ст. 202, п. 3 ч. 2 ст. 241 УПК РФ) и других законодательных актах, таких как Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре- ступлений» и др. Можно ли считать меры пресечения, такие как заключение под стражу, задержание, привод, принудительное освидетельствование или взятие образцов крови, формами насилия или пытки в рамках уголовного процесса? Этот сложный вопрос требует отдельного, детального анализа.
Так, часть 4 статьи 179 УПК РФ прямо запрещает проведение освидетельствования, связанного с обнажением, лицом противоположного пола. Аналогично часть 3 статьи 184 УПК РФ устанавливает, что личный обыск должен производиться исключительно лицом того же пола, что и обыскиваемый. Кроме того, при личном обыске обязательно присутствие понятых, а при необходимости и специалистов, также того же пола, что и лицо, подвергаемое обыску. Эти нормы призваны защитить права и достоинство участников уголовного процесса, пре- 98 дотвратить возможные злоупотребления и обеспечить этичность проведения следственных действий. Несоблюдение данных требований может привести к признанию полученных доказательств недопустимыми.
Закон (ч. 2 ст. 202 УПК РФ) запрещает применять методы, опасные для жизни и здоровья или унижающие честь и достоинство человека, при получении образцов для сравнительного исследования. Вопрос о допустимости и пределах принуждения при получении таких образцов является дискуссионным. Обсуждается, в частности, допустимость принуждения в принципе, его степень, круг лиц, к которым оно может быть применено. Несмотря на дискуссии, уголовно-процессуальное законодательство фактически разрешает применять принуждение при получении образцов для сравнительного исследования, но только при условии его обоснованности.
Возникает важный вопрос о допустимых границах такого принуждения: когда оно законно, а когда нарушает права человека, в частности, принцип уважения чести и достоинства личности? Для устранения этой правовой неопределенности и предотвращения злоупотреблений необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство, четко регламентирующие условия и пределы применения принуждения при проведении следственных и иных процессуальных действий.
Принцип, указанный в ст. 9 УПК РФ, является процессуальной гарантией, обеспечивающей законное ограничение физической неприкосновенности и применение в этих рамках физического воздействия, чтобы в ходе процессуального принуждения нарушение чести и достоинства личности не возникло даже неумышленно. Соблюдение границ при применении физического воздействия – необходимое условие для обеспечения прав человека и справедливого судопроизводства.