Увеличение культурного капитала через акт демонстративного потребления произведений искусства
Бесплатный доступ
Постмодернистское переосмысление ценностей привело к размытию границ социальных групп и к диффузии между массовым и элитарным искусством. В связи с этим появилась необходимость в формировании нового культурного порога, функцию которого стал выполнять символический капитал. Долгое время современное искусство не могло тягаться в ценах с работами старых мастеров. Но с начала 2000-х гг. отмечается тенденция стремительного роста цен на современное искусство. В статье предпринимается попытка анализа данного феномена: произведение актуального искусства рассматривается в качестве «источника» символического капитала, когда акт покупки является одним из видов демонстративного потребления, т.е. совершается не с целью обогащения, а с целью приобретения авторитета и социального статуса. Выдвигается предположение, что в текущей социокультурной ситуации увеличение символического капитала может быть достигнуто через акт потребления художественных ценностей. При этом в пространстве современного арт-рынка художественная ценность произведения искусства и, следовательно, больший объём символического капитала обратно пропорциональны его «доступности», а категория художественной ценности может подменяться экономической категорией цены. Кроме того, прослежена роль арт-рынка в формировании новых видов искусства. Современные художники, как и их коллеги в 1960-х, не оставляют попыток противостоять арт-рынку. Если этот протест носит фундаментально-ценностный характер, то он приводит к появлению новых концептуальных арт-практик, таких как перформанс, лэнд-арт, хепенинг и др.
Арт-рынок, коммерциализация искусства, актуальное искусство, символически капитал, культурный капитал
Короткий адрес: https://sciup.org/148327207
IDR: 148327207 | DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-92-109-117
Список литературы Увеличение культурного капитала через акт демонстративного потребления произведений искусства
- Арутюнова А. Г. Арт-рынок в XXI веке: Пространство художественного эксперимента / А.Г. Арутюнова - М.: Издательский дом ВШЭ, 2020. - 232 с.
- Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. - М.: Библион - Русская книга, 2003. -268 с.
- Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье. - М.: Институт экспериментальной социологии ; СПб.: Алетейя, 2001. - 563 с.
- Бурдье, П. Рынок символической продукции [Электронный ресурс]. - URL: http://bourdieu.name/en/book/export/html/51 (дата обращения: 12.04.2023).
- Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть / П. Бурдье // THESIS: Теория и история экон. и социал. ин-тов и систем: Альманах / Структуры и институты. Т. 2. - Москва: Начала-пресс, 1993. - С. 135-150. [Электронный ресурс]. - URL: https://igiti.hse.ru/data/157/314/1234/2_2_3Bourd.pdf (дата обращения: 12.04.2023).
- Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье. - М.: Ин-т экспериментальной социологии ; СПб.: Алетейя, 2005. - 576 с.
- Бурдье, П. Формы капитала / П. Бурдье // Гуманитарный портал. [Электронный ресурс]. - URL: https://gtmarket.ru/library/articles/2601 (дата обращения: 06.04.2023).
- Быковский, А. Рейтинг самых дорогих картин на торгах в 2022 году по версии Bloomberg / А. Быковский // Artinvestment. [Электронный ресурс]. - URL: https://artinvestment.ru/news/artnews/20221222_Bloomberg.html (дата обращения 14.03.2023).
- Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. - 368 с.
- Головин В. П. Мир художника раннего итальянского Возрождения / В. П. Головин. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 288 с.
- Досси П. Продано! Искусство и деньги / П. Досси ; пер. с нем. Е. Волковыский. - СПб.: Лимбус-Пресс, 2017. -288 с.
- Нестик, Т. Культурный, социальный и символический капиталы / Т. Нестик. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.situation.ru/app/j_art_325.htm (дата обращения: 06.04.2023).