Виртуальная граница компьютерной музыки
Автор: Грибанова Л.М.
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры, искусства. Философская антропология
Статья в выпуске: 5 (121), 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена компьютерной музыке части виртуального мира, который составляет один из трендов современной жизни. Автор дает развернутый анализ феномена виртуальности в компьютерной музыке как направленности к виртуальной границе пределу эмпирической реальности и выходу в искусственный мир, приумноженный за счёт компьютерных технологий. Авторы компьютерной музыки создают виртуальный мир с иными ожиданиями, устремлениями и восторгами, чем у сочинителей/исполнителей/слушателей музыки, созданной в рамках онтологической и онтической границ. В статье характеризуются современные представления о компьютерной музыке как радикально новой по отношению к прошлой музыкальной традиции и независимой от естественной жизни человека. Искусственность компьютерной музыки означает переход от аналогового звука к цифровому, от коммуникации к замыканию в себе и к взаимодействию с электронно компьютерной техникой. Особенность виртуальной границы искусственность, не полнота, симуляция, децентрализация человека, его одиночество проявилось в настоящее время именно с тотальностью технологически компьютерного мышления. Преодолевая онтологическую и онтическую границы, компьютерная (инженерная) музыка выводит нас в искусственный мир, за пределами антропологического, характеристики которого еще предстоит уточнять.
Виртуальная реальность, онтологическая граница, онтическая граница, виртуальная граница, компьютерная музыка, электронная музыка, цифровая музыка, искусственность
Короткий адрес: https://sciup.org/144163152
IDR: 144163152 | DOI: 10.24412/1997-0803-2024-5121-53-60
Список литературы Виртуальная граница компьютерной музыки
- Браславский П. И. Технология виртуальной реальности как феномен культуры конца XX - начала XXI веков: дис… канд. культурологии. Екатеринбург, 2003. 163 с.
- Громадин В. В. Феномен музыки цифрового века: вопросы теории: дис… канд. искусствоведения. Москва, 2010. 313 с.
- Дарчинянц Э. Р. Освобождённая музыка: практическое руководство для музыкально-компьютерного моделирования. Москва: Спутник+, 2014. 160 с.
- Медведев М. М., Сергеев А. А. Мифологизация функций виртуальной реальности // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2023. № 1 (9). С. 103-109.
- Немыкина О. И. Понятие виртуальности в философском контексте // Известия высших учебных заведений. Поволжский район. Гуманитарные науки. Философия. 2011. № 1 (17). С. 53-62. EDN: NTYNMN
- Николаев И. А. Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен: дис… канд. философ. наук, Саратов, 2004. 149 с.
- Ульянич В. С. Компьютерная музыка и освоение новой художественно- выразительной среды в музыкальном искусстве: автореф. дис… канд. искусствоведения. Москва, 1997. 24 с.
- Усанова Д. О. Виртуальность культурного пространства: ключевые вариации осмысления // Челябинский гуманитарий. Серия Философия, Социология, Культурология. 2012. № 3 (20). С. 89-93.
- Хоружий С. С. Очерки синергийной антропологии. Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. 408 с. EDN: QTULBH
- Хоружий С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 53-68. EDN: STMGGX