Византийская гимнография как источник учения о божественной энергии в богословии иеросхимонаха антония (булатовича)
Автор: Сенина Татьяна Анатольевна Монахиня Кассия
Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu
Рубрика: Византийское наследие в проблемах богословия и философии XX века
Статья в выпуске: 5 (53), 2018 года.
Бесплатный доступ
В споре о почитании имени Божия лидер афонских имяславцев иеросхимонах Антоний (Булатович) уделил много внимания теме божественных энергий. Учение об энергии Божией, разработанное отцами Православной Церкви и более всего св. Григорием Паламой, было важно для Булатовича, посколькуон подчеркивал, что божественное Откровение является божественной энергией, а имя Божие есть частный случай этого Откровения. Таким образом, если энергия Божия есть сам Бог, то можно называть Богом и Его богооткровенные имена. Противники имяславия утверждали, в противоположность св. Григорию, что энергию Божию нельзя называть Богом и что имяславцы неправильно понимают церковное учение об энергии Божией. Булатович стремился доказать обратное и, поскольку в его распоряжении не было ни сочинений самого Паламы, ни значительной части тех святоотеческих сочинений, которыми пользовался св. Григорий, о. Антоний искал подтверждение паламитскому учению об энергии Божией в библейских и гимнографических текстах. Анализ гимнографических цитат, использованных о. Антонием в полемике, показывает, что он верно понял их богословский смысл и почерпнул из церковного богослужения идеи, разработанные в византийской патристической традиции и выраженные у таких отцов Церкви, как Григорий Богослов, Кирилл Александрийский, Дионисий Ареопагит и Григорий Палама: учение о различии сущности и энергии в Боге, о нетварности божественных энергий, о единстве воли и действия Лиц Св. Троицы, о действии Бога на тварь через энергии, о возможности для человека причаститься божественному свету-энергии. Таким образом, византийская гимнография послужила для Булатовича источником догматического учения Православной Церкви.
Религиозная философия, русское богословие, византийское богословие, православие, гимнография, имяславие, паламизм
Короткий адрес: https://sciup.org/149130592
IDR: 149130592 | DOI: 10.15688/jvolsu4.2018.5.5
Список литературы Византийская гимнография как источник учения о божественной энергии в богословии иеросхимонаха антония (булатовича)
- Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус / А. Булатович. - М.: Печ. А. И. Снегиревой, 1913. - XIV, 189 с.
- Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя мысль во Христе. О Деятельности (Энергии) Божества / А. Булатович. - Пг.: Исповедник, 1914. - 248 с.
- Антоний (Булатович), иеросхимонах. Оправдание веры в Непобедимое, Непостижимое, Божественное Имя Господа нашего Иисуса Христа / А. Булатович. - Пг.: Исповедник, 1917. - 232 с.
- Бирюков, Д. С. Св. Григорий Богослов. Триадология и антиарианская полемика / Д. С. Бирюков // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Т. 1 / сост., ред. Г. И. Беневич; ред. Д. С. Бирюков. - М.; СПб.: Никея, РХГА, 2009. - С. 291-301. - (Smaragdos Philocalias; Византийская философия; 4)
- Бирюков, Д. С. Св. Григорий Нисский. Полемика с Евномием / Д. С. Бирюков // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Т. 1 / сост., ред. Г. И. Беневич; ред. Д. С. Бирюков. - М.; СПб.: Никея: РХГА, 2009. - С. 315-322. - (Smaragdos Philocalias; Византийская философия; 4).
- Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих / пер., послеслов. и коммент. В. Вениаминова. - М.: Канон, 1995. - 384 с. - (История христианской мысли в памятниках).
- Дионисий Ареопагит. Сочинения; Максим Исповедник. Толкования. - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2002. - 864 с. - (Библиотека христианской мысли. Источники).
- Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т. I / И. Алфеев.- СПб.: Алетейя, 2002. - 653 с.
- Лескин, Д., священник. Спор об имени Божием. Философия имени в России в контексте афонских событий 1910-х гг. / Д. Лескин. - СПб.: Алетейя, 2004. - 368 с. - (Византийская библиотека. Исследования).
- Лурье, В.М. Theophaneia School: Экфрасис Небесного Храма / В.М. Лурье // Scrinium. Revue de patrologie, d'hagiographie critique et d'histoire ecclésiastique. Т. 3. - 2006. - P. ix-xii. -
- DOI: 10.1163/18177565-90000147
- Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы / И. Мейендорф. - СПб.: Византинороссика, 1997. - XVI, 480 с. - (Subsidia Byzantinorossica; 2).
- Октоих, сиречь Осмоглaсник. T. 1. Глaсы 1-4. - М.: Талан, 1981. - 712 с.; T. 2. Глaсы 5-8. - М.: Талан, 1981. - 672 с.
- Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Творения. В 2 т. Т. I. Слова. - М.: Сибирская благозвонница, 2010. - 895 с. - (Полное собрание творения святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; 1).
- Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Творения. В 2 т. Т. II. Стихотворения. Письма. Завещание. - М.: Сибирская благозвонница, 2011. - 944 с. - (Полное собрание творения святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; 2).
- Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Полемика с Акиндином / Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский; изд. подг. А. Г. Дунаев. - Святая Гора Афон: Издание пустыни Новая Фиваида, 2009. - 270 с. - (ΣΜΑΡΑΓΔΟΣ ΦΙΛΟΚΑΛΙΑΣ).
- Cвятое Православие и именобожническая ересь. - Харьков: Епарх. тип., 1916. - IV, 278, XLII с.
- Cенина, Т. Имяславцы или имябожники?: Спор о природе Имени Божия и афонское движение имяславцев 1910-1920-х годов. Т. II / Т. Сенина // Имяславие: сборник богословско-публицистических статей, документов и комментариев / общ. ред., сост. и комм. протоиерея К. Борщ. - М.: [б. и.], 2005. - С. 996-1043.
- Сенина, Т. А. Последний византиец. Религиозно-философская мысль иеросхимонаха Антония (Булатовича) и ее византийский контекст / Т. А. Сенина. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. - 448 с.
- Сенина, Т. А. (монахиня Кассия). Тема обожения в русском богословии: вклад иеросхимонаха Антония (Булатовича) / Т. А. Сенина (монахиня Кассия) // Национальное своеобразие в философии: материалы межвузовской конференции, Москва, 8-9 дек. 2009 г. / отв. ред. А. Н. Круглов. - М.: РГГУ, 2009. - С. 117-124.
- Сенина, Т. А. (монахиня Кассия). Учение об энергии Божией и проблема статуса божественного Откровения в произведениях иеросхимонаха Антония (Булатовича) / Т. А. Сенина (монахиня Кассия) // Записки Александрийского семинара. - 2012. - Т. 2. - С. 60-76.
- Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания / пер. и коммент. Д. Е. Афиногенова [и др.]. - М.: Индрик, 2002. - 416 с. - (Святоотеческое наследие).