Вокальный цикл Д. Кабалевского "Десять сонетов Шекспира" в контексте коучингового подхода к решению исполнительских задач концертмейстера
Автор: Курицкая Людмила Васильевна
Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki
Рубрика: Методика профессионального образования
Статья в выпуске: 3 (34), 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению вокального цикла Д. Кабалевского «Десять сонетов Шекспира» с точки зрения концертмейстера и его исполнительских задач. Актуальность темы определяется не только обращением к творческому наследию Д. Кабалевского, недостаточно изученному в аспекте камерно-вокальных жанров, но и привлечением относительно нового коучингового подхода в музыкальном образовании для решения исполнительских задач в концертмейстерском классе. В процессе анализа «Сонетов» выявляются их структурно-семантические и исполнительские особенности, определяются возможные итоговые цели исполнения и в зависимости от них обосновывается выбор методов работы над конкретными номерами вокального цикла. Автором статьи сделаны выводы о специфике претворения шекспировской поэзии в условиях камерно-вокального жанра, образно-тематических и интонационных взаимосвязях внутри цикла, характере фортепианной фактуры. Особо подчеркивается важная роль фортепианной партии в «Десяти сонетах Шекспира», что влечет за собой высокую степень творческой ответственности, возлагаемой на концертмейстера в процессе исполнения вокального цикла Д. Кабалевского.
Кабалевский, шекспир, концертмейстер, пианист, коучинговый подход, вокальный цикл, сонет, фортепианная фактура
Короткий адрес: https://sciup.org/144160276
IDR: 144160276 | DOI: 10.24411/2310-1679-2019-10313
Список литературы Вокальный цикл Д. Кабалевского "Десять сонетов Шекспира" в контексте коучингового подхода к решению исполнительских задач концертмейстера
- Васина-Гроссман В.А. Мастера советского романса. М.: Музыка, 1968. 320 с.
- Васина-Гроссман В.А. На слова Шекспира. Десять сонетов Д. Кабалевского // Советская музыка. 1956. №4. С. 41-45.
- Голви Т. Работа как внутренняя игра: фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 252 с.
- Захаров Н.В., Луков В.А. Гений на века: Шекспир в европейской культуре. М.: ГИТР, 2012. 504 с.
- Зырянова Н.А. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. 2004. № 1. С. 46-49.
- Микушевич В.Б. Роман Шекспира // У. Шекспир. Сонеты / [пер. с англ. В.Б. Мишукевича]. М.: Водолей Publishers, 2004. С. 5-47.
- Первушина Е.А. Русская переводческая рецепция циклической структуры "Сонетов" Шекспира // Шекспировские чтения. Науч. совет РАН "История мировой культуры" / гл. ред. А.В.Бартошевич. М.: Наука, 2011. С. 253-263.
- Щербакова А.И. Музыка в жизни и жизнь в музыке: диалог с мастером // Музыкальное образование в современном культурном пространстве: [сб. науч. трудов] / Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. "Д.Б. Кабалевский -композитор, ученый, педагог". М.: ФГБНУ "ИХО РАО", 2015. С. 12-14.
- Энтелис Л.А. Дмитрий Кабалевский // Силуэты композиторов XX века. Л.: Музыка, 1975. С. 226-237.
- Ярустовский Б.М. Советский человек "ренессансного" типа // Дмитрий Кабалевский: Творческие встречи, очерки, письма: [сб.] / сост. В.Викторов. М.: Советский композитор, 1974. С. 297-299.