Восходящая эволюция как культурфилософский принцип: от русского космизма к конвергентной парадигме культурологии
Автор: Индрикова А.А.
Рубрика: Культурология и искусствоведение
Статья в выпуске: 5 (104) т.27, 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается концепция восходящей эволюции в контексте философии русского космизма (В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, А.К. Горский) как культурфилософский принцип, способный стать методологическим основанием конвергентной парадигмы культурологии. Исследование направлено на выявление теоретикометодологического потенциала категории восходящей эволюции для анализа процессов культурной эволюции и интеграции гуманитарных и естественнонаучных знаний. Опираясь на идеи и концепции русского космизма, автор рассматривает восходящую эволюцию как направленный процесс, связывающий биосферу, техносферу и ноосферу в единую систему, в которой коллективный интеллект и когнитивные технологии становятся движущими силами культурного развития. Автор показывает, что философия русского космизма содержит макроэволюционную модель, в которой культура и сознание представляют собой звенья восходящего движения от биосферы к ноосфере, от индивидуального к коллективному разуму. Этот подход позволяет интерпретировать техносферу и когнитивные технологии как функциональные механизмы восходящей эволюции, способствующие формированию новой этики техноантропогенеза. Результаты исследования раскрывают потенциал интеграции гуманитарных и естественнонаучных подходов, определяя антропокосмизм как методологический принцип культурологической рефлексии над эволюцией сознания и культуры в эпоху цифровой трансформации и глобальных биосферных изменений.
Восходящая эволюция, русский космизм, кумулятивная культурная эволюция, ноосфера, техносфера, конвергентная культурология, антропокосмизм, коллективный интеллект, антропотехногенез
Короткий адрес: https://sciup.org/148332379
IDR: 148332379 | УДК: 811.511.115 | DOI: 10.37313/2413-9645-2025-27-104-110-115
Текст научной статьи Восходящая эволюция как культурфилософский принцип: от русского космизма к конвергентной парадигме культурологии
EDN: LWGGIY
Введение . Современная культурология, находящаяся в ситуации междисциплинарного сближения с когнитивными науками, биологией и философией, сталкивается с необходимостью создания интегральных категориальных моделей, способных объяснить направленность и смысловые горизонты культурной эволюции. Традиционные модели культурного развития, основанные на линейных или циклических схемах, оказываются недостаточными для анализа процессов, в которых культурные, когнитивные и биологические факторы взаимодействуют в сложных нелинейных системах. В этом контексте возникает необходимость переосмысления центральных категорий культурной эволюции через призму философии русского космизма и его фундаментальной категории — восходящей эволюции.
Целью настоящего исследования является философско-культурологическое обоснование категории восходящей эволюции как методологического ориентира для анализа кумулятивной культурной эволюции, а также выявление ее потенциала для построения конвергентной парадигмы культурологии, объединяющей метафизический и биофизический уровни антропогенеза. Для этого в данной работе будет сделана попытка раскрыть генезис и содержание концепта восходящей эволюции в философии русского космизма (В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, А.К. Горский), показать соотношение категорий восходящей эволюции и культурной эволюции в контексте современных междисциплинарных исследований и обосновать актуальность использования этих категорий для анализа процессов кумулятивной культурной эволюции.
Методы исследования . Современные подходы к изучению культурной эволюции опираются на идеи кумулятивного накопления социального опыта, изучаемого в контексте широкого поля гуманитарных дисциплин – от социальной и культурной антропологии до когнитивистики и нейрофилософии. Однако большинство подходов фокусируется на микроуровне процессов — передаче символов, кодов, культурных практик — не затрагивая фундаментального вопроса о направленности и «смысловой телеологии» культурного развития. Философия русского космизма, особенно концепция восходящей эволюции, предлагает макроэволюционный взгляд, в котором культура и сознание рассматриваются как звенья единого восходящего движения от биосферы к ноосфере, от индивидуального к коллективному разуму.
История вопроса. Гуманитарные основания изучения культурной эволюции. Проблематика культурной эволюции сформировалась на пересечении естественнонаучных и гуманитарных подходов, отражая стремление осмыслить механизмы исторического развития культуры как особой формы организации человеческой деятельности и сознания. В гуманитарной традиции культурная эволюция рассматривается не только как последовательность изменений культурных форм, но и как процесс самопознания человечества, направленный на преобразование опыта, смыслов и символических систем. Антропология, культурная и социальная, заложила фундаментальные представления о передаче традиций, норм и технологий через механизмы обучения и подражания. Теория генно-культурной коэволюции, известная также как теория двойной наследственности (Р. Бойд, П. Ричерсон, Дж. Хенрик) показала, что культура эволюционирует по аналогии с биологической (генетической) эволюцией, но обладает собственной логикой отбора и закрепления форм поведения [см.: Richerson P., Henrich, J.]. Г. Гинтис рассматривает теорию двойной наследственности как одну из ключевых концептуальных моделей («теоретической рамкой интеграции поведенческих наук / a framework for the integration of the behavioral sciences»), способных объединить разрозненные направления наук о человеке — от биологии и антропологии до социологии, психологии, экономики и политологии — в единую объяснительную модель [Gintis H., с.1-2]. Для культурологии теория двойной наследственности выступает теоретической основой междисциплинарного синтеза, раскрывая взаимосвязь биологических и культурных механизмов эволюции человека. В этом контексте концепт восходящей эволюции выступает ключевой категорией и отправной точкой естественно-гуманитарной конвергенции, представляя культурное развитие в целостной парадигмальной рамке антропокосмической динамики культуры, разворачивающейся в направлении ноосферы.
Культурология выступает центральной дисциплиной, формирующей методологию анализа культуры как саморазвивающейся системы. Современная эволюционная культурология рассматривает кумулятивную культурную эволюцию в аспекте «смыслогенетической теории культуры» (А.А. Пели-пенко) как процесс накопления и трансформации смыслов, знаний, символов и ценностей, обеспечивающий преемственность и направленность культурных изменений [см.: А.А. Пелипенко]. Такое понимание не противоречит цивилизационным концепциям в культурологии (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон), которые выявляют циклические и морфогенетические закономерности культурного развития, связывая их с историко-культурной динамикой. Интегрируя цивилизационный подход и смыслогенетическую теорию культуры, И.В. Малыгина выявляет историкокультурную динамику идентичности в антропогенезе через появление самоосознающего субъекта как «первичный импульс культурогенеза» [Малыгина И.В., с. 44]. Семиотика и лингвистика рассматривают эволюцию культуры через призму развития знаковых систем и языков. Концепция семиосферы Ю.М. Лотмана, исследования Э. Кассирера и современные когнитивно-семиотические подходы описывают культуру как процесс эволюции форм выражения и интерпретации смыслов в сторону их усложнения: «<…> мы можем располагать элементы культурной семиотики по степени их усложнения в процессе эволюции. Однако реально различные семиотические структуры от самых примитивных до наиболее сложных сосуществуют одновременно, переплетаясь друг с другом» [Лотман Ю.М., с. 656]. Социология культуры фокусируется на институциональных и коммуникативных механизмах культурных изменений, интерпретируя культурную эволюцию как процесс социальной кристаллизации смыслов, выстраивающих закономерности изменения типов социальной организации и мировоззренческих структур. Так, Л.А. Поелуева отмечает, что литература, как «область моделирующей активности» культуры, которая и кристаллизует социальный опыт, «принимает активнейшее участие в трансформации социальных систем и управлении общественным поведением» [Поелуева Л.А., с. 418-419 б].
Философия культуры и философская антропология осмысляют культурную эволюцию как процесс раскрытия смыслового потенциала человека и мира. В русской традиции (В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев) идея восходящей эволюции связывает культуру с переходом материи в смысл, а человечество — с этапом ноосферного самосознания [Русский космизм, с. 7]. Потенциал философии русского космизма заключается в выявлении таких структур и форм культуры, которые учитывают ноосферогенез как цель и идею антропогенеза.
Генезис и содержание концепта восходящей эволюции в философии русского космизма. Концепт восходящей эволюции занимает центральное место в философии русского космизма, отражая идею направленного развития мира от неорганической материи к жизни, сознанию и разуму. Его истоки связаны с натурфилософскими поисками В.И. Вернадского, который рассматривал эволюцию биосферы как переход к ноосфере — стадии, где разум человечества становится геологической силой планетарного масштаба. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть “ноосфера”» [Русский космизм, с. 308]. Восходящая эволюция у В.И. Вернадского — закономерное возрастание роли сознания и культуры в организации материи, приводящее к преобразованию Земли в «мыслящую оболочку».
А.Л. Чижевский дополнил этот взгляд космическим измерением, показав взаимосвязь биосферных и социальных процессов с ритмами солнечной активности: «подавляющее большинство физико-химических процессов, разыгрывающихся на Земле, представляют собой результат воздействия космических сил, которые всецело обусловливают жизненные процессы в биосфере» [Русский космизм, с. 319]. Для него восходящая эволюция включает в себя биокосмическую связь человека с космосом, в которой энергетические и волновые потоки формируют динамику жизни и общества. А.К. Горский развивал идею духовно-информационной эволюции, подчеркивая опосредующее положение человека между космосом и материей, в котором космическая энергия преобразуется в смысл: «(человек) играет роль трансформатора, превращающего одни виды энергии в другие, и в том числе в нервную» [Русский космизм, с. 229]. Таким образом, концепт восходящей эволюции в космизме объединяет естественнонаучную, антропологическую и культурно-философскую линии исследования, утверждая осмысленный характер развития Вселенной и роль человечества как её активного со-творца.
Результаты исследования . Соотношение категорий «восходящая эволюция» и «культурная эволюция» в контексте современных междисциплинарных исследований. Философское осмысление процессов культурной эволюции в контексте философии русского космизма оказывается значимым в условиях усиливающейся интеграции когнитивных технологий, искусственного интеллекта и цифровых сетей в культурные процессы. Техносфера и ноосфера, будучи расширением когнитивных возможностей человечества, создают условия для своего рода «квантового скачка» культурной эволюции, где аккумуляция коллективного интеллекта – искусственного и человеческого – становится функциональным механизмом восходящей эволюции. В этой перспективе нейроэволюция выступает не только как биологический процесс перестройки нервной системы в результате адаптации и обучения, но и как культурно опосредованный процесс, в котором культурные практики, когнитивные процессы и техносфера формируют новую этику развития и эволюции человека – этику техноантропогенеза.
Таким образом, культурология получает возможность интегрировать в своё категориальное поле не только гуманитарные концепты, но и результаты когнитивных и биофизических исследований, выстраивая корреляции с их философско-метафизическими основаниями. Такой потенциал естественно-научной и гуманитарной методологической конвергенции содержит парадигма антропокосмизма как «универсальный методологический принцип» [Беляцкая А.А., с. 434]. Применение категории восходящей эволюции в современных междисциплинарных исследованиях позволяет избежать редукционизма: с одной стороны, не сводить культурное развитие к случайным эффектам адаптации или «эволюционной игре», а с другой — не абсолютизировать его, а рассматривать как процесс, в котором биологическое, социальное и космическое находятся в постоянном диалоге.
В XXI в. человечество вступает в фазу глобальных трансформаций, связанных с изменением биосферы, техносферы и климатическими вызовами. В этой ситуации обращение к русскому космизму и его категории восходящей эволюции позволяет культурологии предложить концептуальные основания для осмысления антропотехногенеза, биосферной ответственности и участия человечества в планетарном будущем. В этом свете обретают особое значение ноосферные исследования образов будущего и их ноосферогенетического потенциала как «метаязыка восходящей эволюции», который содержит «коды славного будущего» и определяет «коммуникативную стратегию информационно-технологического будущего России» [см.: Индриков А.А., с. 146 б; Индриков А.А., с. 61 а; Поелуева Л.А., с. 97 а]
Выводы . Настоящая статья актуализирует возможности конвергентного подхода в культурологии, где междисциплинарные исследования культурной эволюции и восходящей эволюции могут использоваться для смыслогенетического анализа культурной динамики в условиях техноантропогенеза. Культурологическая парадигма, в которой интегрируются гуманитарные и естественнонаучные знания, не только методологически оправдана, но и становится необходимой для понимания сущности и направленности культурной эволюции.