«Вращающийся диск» в византийской иконографии. Поиски смысла

Бесплатный доступ

В статье рассматривается сюжет «вращающегося диска» как пример световой символики византийской иконографии XI-XIV веков. Приводятся существующие гипотезы интерпретаций данного феномена. Анализируются богословские источники, на основе которых делается вывод о возможном символическом значении данного иконографического сюжета.

Византия, иконография, вращающийся диск, символика света

Короткий адрес: https://sciup.org/14972399

IDR: 14972399   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2014.3.4

Список литературы «Вращающийся диск» в византийской иконографии. Поиски смысла

  • Арранц, М. Как молились Богу древние византийцы. Суточный круг богослужения по древним спискам византийского Евхология/М. Арранц. -Рим: Opere Religiose Russe, 1997. -90 с.
  • Арранц, М. Око церковное: Переработка опыта ЛДА 1978 г. «История Типикона»/М. Арранц. -М.: Изд-во ПСТГУ, 1999. -58 с.
  • Бельтинг, Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства/Х. Бельтинг. -М.: Прогресс-Традиция, 2002. -544 с.
  • Бычков, В. В. Учение о символе автора «Ареопагитик» (эстетический аспект)/В. В. Бычков//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. -М.: Индрик, 2013. -№ 1 (51). -С. 62-84.
  • Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих/Григорий Палама. -М.: Канон, 1995. -384 с.
  • Джурич, В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония/В. Джурич. -М.: Индрик, 2000. -592 с.
  • Дионисий Ареопагит. О божественных именах/Дионисий Ареопагит//Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника. -СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. -С. 121-310.
  • Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии/Дионисий Ареопагит//Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника. -СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. -С. 34-120.
  • Зеленина, Я. Э. Ангел-хранитель/Я. Э. Зеленина//Православная энциклопедия. В 34 т. Т. 2. -М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2002. -С. 306-308.
  • Лидов, А. М. Византийские иконы Синая/А. М. Лидов. -М.; Афины: Христ. Восток, 1999. -146 с.
  • Лидов, А. М. Вращающийся храм. Иконическое как перформативное в пространственных иконах Византии/А. М. Лидов//Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. -М.: Индрик, 2011. -С. 27-40.
  • Лопухин, А. П. Толковая Библия или комментарии на все книги Св. писания Ветхого и Нового Завета/А. П. Лопухин. -Спб., 1908. -Т. 5.-180 с. -(Прил. к журн. «Странник»).
  • Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие/В. Н. Лосский. -М.: Центр «СЭИ», 1991. -199 с.
  • Лосский, В. Н. Толкование на Символ Веры/В. Н. Лосский, Петр (Л'юилье), епископ. -Киев: Изд-во храма преп. Агапита Печерского, 2000. -60 с.
  • Лосский, В. Н. Смысл икон/В. Н. Лосский, Л. А. Успенский. -М.: Православ. Свято-Тихон. гуманит. ун-т: Эксмо, 2012. -336 с.
  • Макаров, Д. И. О пневматологических основаниях мариологии Феофана Никейского/Д. И. Макаров//Полемологос: сб. ст. памяти проф. В.В. Кучмы. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. -С. 240-251.
  • Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию/Максим Исповедник//Творения преподобного Максима Исповедника. Часть 1. Вопросы I-LV. -М.: Мартис, 1993. -354 с.
  • Попова, О. С. Византийские иконы VI-XV веков/О. С. Попова//История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI-XX в. -М.: АРТ-БМБ, 2010. -С. 41-94.
  • Раевская, Н. Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции/Н. Ю. Раевская. -СПб.: Статисъ, 2011. -272 с.
  • Симеон Новый Богослов. Двадцать пять глав умозрительных и богословских/Симеон Новый Богослов, Никита Стифат//Аскетические произведения. -Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. -С. 37-44.
  • Симеон Новый Богослов. Приди, свет истинный. Избранные гимны/Симеон Новый Богослов. -СПб.: Алетейя, 2000. -206 с.
  • Феофан Никейский. Похвальное слово Пресвятой Богородицы/Феофан Никейский//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. -М.; СПб.: Никея: Изд-во РХГА, 2009. -Т. 2. -С. 598-600.
  • Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai. -Los Angeles: Getty Trust Publ., 2006. -304 p.
  • Isar, N. Imperial χορός: a spatial icon of time as eternity/N. Isar//Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. -М.: Индрик, 2011. -С. 143-166.
  • Parpulov, G. R. Mural and icon painting at Sinai/G.R. Parpulov//Approaching the Holy Mountain: art and liturgy at St Catherine's Monastery in the Sinai. -Turnhout: Brepols Publishers n.v., 2010. -P. 345-414.
  • Radojčić, S. Mileševa/S. Radojčić. -Belgrade: Srpska Knjiÿevna Zadruga, 1971. -92 p.
  • Schwartz, E. The Whirling Disc: A Possible Connection between Medieval Balkan Frescoes and Byzantine Icon/E. Schwartz//Zograf 8. -1977. -P. 24-29.
  • Weitzmann, K. The Monastery of Saint Catherine at Mount Sinai: The Icons from the Sixth to the Tenth Century/K. Weitzmann. -Princeton: Princeton University Press, 1976. -Vol. I. -188 p.
Еще
Статья научная