Жанр детской оперы в творчестве Е. И. Подгайца

Автор: Перерва Елена Ивановна, Сафонова Евгения Валерьевна

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Художественная культура

Статья в выпуске: 2 (106), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается жанр детской оперы в творчестве одного из ведущих современных композиторов - Ефрема Иосифовича Подгайца (заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии правительства РФ в области культуры, лауреат Премии города Москвы, Член правления Союза московских композиторов, профессор Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова). Оперное творчество автора представлено 15 произведениями (включая редакции): уже само количество музыкально-сценических опусов свидетельствует о том, насколько значим для композитора этот жанр. При том, что практически все сочинения появлялись без официального заказа, многие из них были поставлены в разных городах России и до сих пор включены в текущий репертуар. Только в Москве успешные премьеры опер Подгайца прошли в Большом театре, Детском музыкальном театре имени Н. И. Сац, Новой опере. Первое обращение к жанру оперы («Алиса в Зазеркалье») относится еще к периоду обучения в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (поставлена в Санкт-Петербургском Музыкальном театре «Зазеркалье» в 1993 году); премьера последней («Баранкин, будь человеком!») состоялась в 2019 году в театре «Новая опера». В статье предпринята попытка проследить эволюцию оперного творчества Е. И. Подгайца; представить обзор выбранных сюжетов и литературных первоисточников; выявить ключевые композиционные и драматургические особенности сочинений, обеспечивающие музыкальному спектаклю его индивидуальный и неповторимый облик.

Еще

Ефрем иосифович подгайц, детская опера, либретто, сказка, сюжет, драматургия

Короткий адрес: https://sciup.org/144162566

IDR: 144162566   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2022-2106-84-94

Список литературы Жанр детской оперы в творчестве Е. И. Подгайца

  • Буданов А. В. Ефрем Подгайц: «Я просто пишу ноты.». Москва: Композитор, 2014. 599 с.
  • Буданов А. В. К вопросу об эволюции состояния методологии исследования оперного искусства композиторов-современников // Пространство культуры: научно-аналитический журнал «Дом Бурганова». Москва, 2013. №3. С. 51-62.
  • Буданов А. В. Классическое и авангардное оперное искусство в современном музыкальном театре: о судьбе оперы как жанра // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: сборник статей Международной научной конференции Государственной классической академии имени Маймонида (12-16 апреля 2016 года, Москва) / под общей научной редакцией Я. И. Сушковой-Ириной; редактор-составитель М. А. Казачкова, Е. В. Клочкова. Москва: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2016. С. 52-61.
  • Буданов А. В. Кому же подвластна модернизация современной оперы? // Российский университет театрального искусства. ГИТИС: Театр.Живопись.Кино.Музыка. Ежеквартальный альманах, 2013. №4. С. 191-215.
  • Буданов А. В., Кузнецов Д. В. Оперные спектакли для детей: нужна ли искусствоведческая экспертиза определения возрастного индекса? // Опера в музыкальном театре: история и современность / сост. И. П. Сусидко. Москва: РАМ им. Гнесиных, Государственный институт искусствознания, 2016. С. 226-232.
  • Буданов А. В., Кузнецов Д. В. Оперы для детей в контексте отечественной музыкальной культуры // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы: сборник статей по материалам Международной научной конференции Государственной классической академии имени Маймонида (13-15 апреля 2015 года, Москва) / под общ. науч. ред. Я. И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М. А. Казачкова, Е. В. Клочкова. Москва: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2015. С. 53-63.
  • Буданов А. В. Особенности интерпретации оперного текста в сценических версиях музыкального театра «Геликон-опера» // Музыковедение. 2009. № 12. С. 39-45.
  • Булычева О. С. «Музыку нужно писать как детективный роман». Москва: Музыкальная академия, 2021. № 3 (775). С. 170-175.
  • Вежлева Э. К. К вопросу интерпретации сюжета сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» современными композиторами и способах его воплощения // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сборник научных трудов ОГИИ / гл. ред. Б. П. Хавторин, составитель и науч. ред. В. А. Логинова. Оренбург: ГБОУ ВО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2019. Выпуск 20. С. 49-60.
  • Вежлева Э. К. Синтез жанров в опере Е. Подгайца «Дюймовочка» // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сборник статей по материалам XV Международной научно-практической конференции (15 февраля 2019 года, Тамбов) / Тамб. гос. муз.-пед. институт им. С. В. Рахманинова. Тамбов: Принт-Сервис, 2019. С. 113-125.
  • Голубева Е. Б. Жанры концерта и оперы в творчестве Ефрема Подгайца: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство / Голубева Евгения Борисовна. Москва, 2010. 208 с.
  • Долинская Е. Б. Марк Твен на оперной сцене // Музыкант-Классик. 2010. №1. С. 5-6.
  • Комарницкая О. В. Русская опера второй половины XX - начала XXI веков: жанр, драматургия, композиция: аналитические очерки; Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, каф. междисциплинарных специализаций музыковедов. Москва: ГУУ 2011. 450 с.
  • Кэрролл Л. Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье; Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье / Льюис Кэрролл; [пер. с англ. Н. Демуровой, Г. Кружкова, А. Боченкова; пер. стихов С. Маршака, Д. Орловской, О. Седаковой]. Москва: Эксмо, 2014. 606 с.
  • Низамутинова Л. Р. Библейские образы в сказочной повести «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери и одноимённой музыкальной сказке Е. И. Подгайца // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сборник статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции (19 февраля 2021 года, Тамбов). Тамбов: ТОГБОУ ВПО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова», 2021. С. 507-515.
  • Низамутинова Л. Р. Комплекс лейтмотивов главного героя в сказке для симфонического оркестра и чтеца «Маленький принц» Ефрема Подгайца // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сборник статей по материалам XvI международной научно-практической конференции (14 февраля 2020 года, Тамбов). Тамбов: ТОГБОУ ВПО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова», 2020. С. 572-580.
  • Свиридова А. В. «Массмузыка» в контексте постмодернизма (Ефрем Подгайц. Ex Animo) // Музыка в пространстве медиакультуры: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (14 апреля 2014 года, Краснодар). Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2014. С. 173-183.
  • Сидорова Д. О. Музыкальная сказка Ефрема Подгайца «Маленький принц»: особенности жанрового воплощения // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сборник докладов vIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (27 октября 2020 года, Белгород). Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2020. С. 68-71.
  • Сорокина И. А. Становление детской оперы в России: начало пути / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 12 (74) в 3-х частях. Ч. 1. С. 169-171.
  • Театр Наталии Сац. 50 лет полета: 1965-2015 / Московский гос. акад. детский муз. театр им. Н. И. Сац; [ред. Катерина Антонова и др.]. Москва, 2015. 116 с.
Еще
Статья научная