Ценности индивидуальной и коллективной музыкально-творческой деятельности

Автор: Милицина О.В., Шишкина С.В.

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Социально-культурная практика

Статья в выпуске: 3 (50), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ ценностного содержания индивидуальной и коллективной музыкально творческой деятельности. На основе изучения исследований в области аксиологии и философии музыки обосновывается идея о том, что именно деятельностная составляющая музыкального творчества выступает ведущим механизмом обнаружения и присвоения личностью ценностей музыкального искусства. Раскрывается дуализм аксиологической сущности музыкально творческой деятельности, благодаря чему происходит опредмечивание, интериоризация и трансляция ценностей. Одним из условий интериоризации ценностей авторы считают возникновение ситуации «встречи с ценностью», когда должны возникнуть ценностные отношения, произойти ценностно смысловое общение. Особое внимание уделено общезначимым и специфическим ценностям, заключенным в индивидуальной и коллективной музыкально творческой деятельности. Методология исследования опирается на аксиологический, культурологический и деятельностный подходы, с позиции которых роль музыки как средства социального инструмента воспитания рассматривается с позиции музыки как стимула человеческой деятельности. Авторами подчеркивается необходимость детального рассмотрения содержательно смысловых сторон музыкальной практики и применительно к индивидуальной музыкально творческой деятельности актуализируются такие составляющие процесса опредмечивания ценностей как музыкально эстетический опыт, трактующийся как продуктивное освоение личностью ценностей музыкального искусства и творчества и креативность как способность и готовность личности к инновациям. Говоря о совместном музыкальном творчестве в статье рассмотрены ценность диалогического взаимодействия, расширяющегося в коллективном творчестве до полилога и ценность творчества, переходящего на уровень совместного творчества сотворчества Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в анализе ценностного содержания индивидуальной и коллективной музыкально творческой деятельности с позиций аксиологического, культурологического и деятельностного подходов.

Еще

Ценности, культура, творчество, индивидуальная и коллективная музыкально-творческая деятельность, аксиологический подход, деятельностный подход

Короткий адрес: https://sciup.org/144162874

IDR: 144162874   |   DOI: 10.2441/2310-1679-2023-350-104-113

Список литературы Ценности индивидуальной и коллективной музыкально-творческой деятельности

  • Асатрян О. Ф. Теоретико-методологические основы сущностной природы социально-ценностных профессиональных ориентаций учителя музыки XXI века // Музыкальное искусство и образование. 2015. № 2 (10). С. 83–94.
  • Асафьев Б. В. (Игорь Глебов). Ценность музыки // De musica: сб. статей под ред. И. Глебова. Петроград: Петроградская государственная академическая филармония, 1923. С. 5–34.
  • Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. 148 с.
  • Каган М. С. Музыка в мире искусств. Санкт-Петербург.: Изд-во Ut, 1996. 232 с.
  • Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербур.: Петрополис, 1996. 416 с.
  • Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. 188 с.
  • Кирьякова А. В., Мороз В. В. Креативность сквозь призму аксиологии // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 2 (92). С. 10–20.
  • Коломиец Г. Г. Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром: дис. … д-ра филос. наук. Москва, 2006. 454 с.
  • Коломиец Г. Г. Ценность музыки: философский аспект: монография. 4‑е изд. Москва: URSS, 2012. 536 с.
  • Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 36–42.
  • Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3. С. 3–10
  • Оболенская М. М. Ценностный подход в музыке: опыт разработки методики // Южно-российский музыкальный альманах. 2016. № 2 (23). С. 22–27.
  • Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная монография / М. В. Богуславский, Н. А. Асташова, Е. В. Бирюлина, Л. В. Садовая, О. В. Верхорубова. Брянск: Десяточка, 2013. 300 с.
  • Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. Москва: Советский композитор, 1975. 202 с.
  • Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Москва: Республика, 1994. 464 с.
  • Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. Москва., 1972. 272 с.
  • Риккерт Г. О системе ценностей. Москва: Логос, 1994. 182 с.
  • Рокич М. Природа человеческих ценностей. Москва; Нью-Йорк, 1973. 276 с.
  • Фурсенко Т. Ф., Шевченко В. А. Сущность понятия «ценностные ориентации личности в области музыкальной культуры» и его структура // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70–1. С. 292–295.
  • Чередниченко Т. В. К проблеме художественной ценности в музыке // Проблемы музыкальной науки: сб. статей. Вып. 5. Москва: Советский композитор, 1983. С. 255–295.
  • Щербакова А. И. Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе: дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2004. 568 с.
  • Щербакова А. И. Феномен музыкального искусства: в поиске духовных смыслов и ценностей бытия // Художественное образование и наука. 2015. № 4. С. 3–6.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. 204 с.
  • Brožík Vladimír. Hodnotové orientácie. Nitra: FFUKFvNitre, 2000. 125 p.
  • Regelski Thomas. Musical Values and the Value of Music Education // Philosophy of Music Education Review. 2002. № 10 (1). Pp.49–55.
Еще
Статья научная