"Чемпион мира" и "Одиннадцать молчаливых мужчин": нормативный порядок современного российского кинематографа и ностальгия по советским спортивным победам
Автор: Иванов Андрей Геннадиевич
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 4 т.21, 2022 года.
Бесплатный доступ
В центре внимания в статье находятся выпущенные отечественным кинематографом зимой 2021/2022 года художественные фильмы «Чемпион мира» и «Одиннадцать молчаливых мужчин», относящихся к жанру исторических фильмов о конкретном событии. В ситуации отсутствия универсальной теории и методов анализа исторического кино осуществляется попытка рассмотреть кинокартиныы исходя из предположения трансляции ими мифологемы «СССР - Запад». Учитывается современная политическая конъюнктура, характеризующаяся заинтересованностью российского государства в производстве популярных у зрителя художественных картин исторической и патриотической направленности, а также острой фазой конфронтации между Российской Федерацией и странами Запада. Также принимается во внимание сущность исторических фильмов, претендующих на связь с современным контекстом и выход за рамки обычного восприятия в условиях цифровой медиакоммуникации. На примере развития в художественных фильмах мифологемы «СССР - Запад» показана эволюция мифа «мы - они» и утверждение такого нормативного порядка, в котором советские спортивные победы приобретают эпический масштаб и легендарное измерение, а поступки советских граждан предсказуемы, вписаны в логику рационального, правильного поведения. Действия же представителей западного мира сопряжены с неоднозначными, зачастую карикатурными образами, отсылающими к разнородным социокультурным феноменам. Отмечается, что важным фактором успешности кинокартин является то, к какому поколению относится аудитория, какие формы ностальгии она испытывает: это и реставрирующая ностальгия, позволяющая вспомнить о грандиозных спортивных победах, к которым был причастен весь советский народ, и рефлексирующая ностальгия, акцентирующая внимание на деталях и контекстах. После просмотра фильмов зритель начинает жить как бы в двух реальностях. В одной - кинематографической - победы советских спортсменов и почти фейр-плэй; в другой - объективной - нарушения международного права и кампании по дискредитации российских атлетов как наследников советских победных традиций.
Историческое кино, мифологема «ссср - запад», нормативность, ностальгия, советские спортивные победы, образ ссср
Короткий адрес: https://sciup.org/149142293
IDR: 149142293 | DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2022.4.3
Список литературы "Чемпион мира" и "Одиннадцать молчаливых мужчин": нормативный порядок современного российского кинематографа и ностальгия по советским спортивным победам
- Бойм 2013 - Бойм С. Будущее ностальгии // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. № 3 (89). С. 118-138.
- Гирц 2004 - Гирц К. Интерпретация культур. М. : РОССПЭН, 2004.
- Иванов 2022 - Иванов А.Г. Пропаганда и «работа над мифом» в документальных сериалах (на примере фильма «Краткое пособие по тому, как устроен мир») // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 475. С. 15-22. DOI: 10.17223/15617793/475/2
- Исаев 2021 - Исаев Е. Кинематограф // Все в прошлом: Теория и практика публичной истории. М.: Новое издательство, 2021. С. 267-283.
- Курилла 2022 - Курилла И. Битва за прошлое: Как политика меняет историю. М. : Альпина Паблишер, 2022.
- Лапина-Кратасюк 2014 - Лапина-Кратасюк Е.Г. Аффекты истории: рассказы о прошлом в кино и на телевидении // Артикульт: научный электронный журнал факультета истории искусства РГГУ 2014. № 4 (16). С. 6-13.
- Ностальгия... web - Ностальгия по детству и спортивным победам: почему многие читатели RT хотят в СССР // https://russian.rt.com/ article/157717
- Нуркова 2000 - Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000.
- Фонд кино... web - Фонд кино должен сконцентрироваться на блокбастерах - Мединский // https://ria.ru/20130522/938781826.html Хирш 2021 - Хирш М. Поколение постпамяти: письмо и визуальная культура после Холокоста. М.: Новое издательство, 2021. Эльзессер, Хагенер 2016 - Эльзессер Т., ХагенерМ.
- Теория кино. СПб.: Сеанс, 2016. Leab 1975 - Leab D.J. From Sambo to Superspade: The Black Experience in Motion Picture. London: Secker and Warburg, 1975.
- Rosenstone 1988 - Rosenstone R.A. History in Images / History in Words: Reflections on the Possibility of Really Putting History onto Film // The American Historical Review. 1988. № 93. P. 11731185. DOI: 10.2307/1873532
- Rosenstone 1995 - Rosenstone R.A. Visions of the Past: The Challenge of Film to our Idea of History. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1995.
- White 1978 - White H. Tropics of Discourse: Essays in Cultural Criticism. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1978.