Доктрина божественной простоты: исторические формы и современные дискуссии

Бесплатный доступ

В статье раскрываются философские истоки классической доктрины Божественной простоты, а также рассматривается вся палитра мнений патристических авторов по этому вопросу. Выделяются четыре основных типа (версии) данной доктрины: доникейский, арианский, западный и восточный типы, выявляются их характерные особенности, устанавливаются взаимосвязи между ними. Особенное внимание уделяется формированию доктрины западного типа у Мария Викторина, блж. Августина и Боэция, впоследствии ставшей классической для западной философско-богословской традиции и известной как «доктрина тождества», в которой отождествляются сущность Бога и все Его атрибуты, рассматриваемые как тождественные между собой. Не меньшее внимание уделяется альтернативной версии - доктрине восточного типа, разработанной Великими Каппадокийцами и усвоенной последущими византийскими богословами, для которых было характерно относить простоту и единство к уровню Божественной сущности, а сложность и многообразие - к уровню Божественных имен, сил и энергий, ни в чем не нарушающих простоты Божественной природы.

Еще

Христианство, античная философия, патристика, философская теология, первоначало, бог, простота, сущность, атрибуты, сила, энергия

Короткий адрес: https://sciup.org/140294822

IDR: 140294822   |   DOI: 10.24411/2541-9587-2018-10005

Список литературы Доктрина божественной простоты: исторические формы и современные дискуссии

  • Кросс Р. Божественная простота и учение о Троице: Григорий Нисский и Аврелий Августин // Философия религии: Альманах. 2010-2011. С. 116-130.
  • Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина // Он же. Труды по патрологии. СПос., 2005. Т. 2.
  • ФокинА.Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014.
  • 173 Gale R.. On the Nature and Existence of God. P. 29.
  • Ayres L. Nicaea and its Legacy: An Approach to Fourth Century Trinitarian Theology. Oxford, 2004.
  • Ayres L. Augustine and the Trinity. Cambridge, N.Y., 2010. P. 208-211.
  • Barrett J. P. Divine Simplicity: A Biblical and Trinitarian Account. Minneapolis (MN.), 2017.
  • Bradshaw D. Aristotle East and West: Metaphysics and the Division of Christendom. New York, 2004. (рус. пер.: Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе. Метафизика и разделение христианского мира / Пер. с англ. А. И. Кырлежева под ред. А. Р. Фокина. М., 2012).
  • Bradshaw D. The Dilemma of Divine Simplicity and Divine Freedom // URL: https://www.academia.edu/13451031/_The_Dilemma_of_Divine_Simplicity_ and_Divine_Freedom_Society_of_Christian_Philosophers_Eastern_Division_meeting_ December_2003).
  • Bradshaw D. Basil of Caesarea, Gregory of Nyssa, and the Transformation of Divine Simplicity by Andrew Radde-Gallwitz. The Thomist 76 (2012), 145-148.
  • Bussanich J. Plotinus's Metaphysics of the One // The Cambridge Companion to Plotinus / Ed. L. Gerson. Cambridge, 1996. P. 38-65.
  • BrowerJ.E. Making Sense of Divine Simplicity // Faith and Philosophy 25 (2008). P. 3-30.
  • BrowerJ.E. Simplicity and Aseity // The Oxford Handbook of Philosophical Theology / Ed. Th. P. Flint, M. C. Rea. Oxford, 2009. P. 105-128 (рус. пер.: Брауэр Дж. Э. Простота и самодостаточность [Бога] // Оксфордское руководство по философской теологии / Сост. Т. П. Флинт и М. К. Рей; пер. В. В. Васильева, под ред. М. О. Кедровой. М., 2013. С. 170-204).
  • Burns R. The Divine Simplicity in St. Thomas // Religious Studies 25 (1989). P. 271-293.
  • CohoeC.M. Why the One Cannot Have Parts: Plotinus on Divine Simplicity, Ontological Independence, and Perfect Being Theology // Philosophical Quarterly 67/269 (2017). P. 751-771.
  • Dillon J. The Middle Plationists. London, 1977.
  • DolezalJ.E. God without Parts: Divine Simplicity and the Metaphysics of God's Absoluteness. Eugene (OR.), 2011.
  • Gavrilyuk P. L. Plotinus on Divine Simplicity // Paper presented at the Divine Simplicity Conference. Wheaton College, Wheaton (IL.), March 19, 2015.
  • Hadot P. Porphyre et Victorinus. Paris, 1968. Vol. I-II.
  • Hinlicky P. R. Divine Simplicity: Christ the Crisis of Metaphysics. Grand Rapids (MI.), 2016.
  • Gale R. On the Nature and Existence of God. Cambridge, 1991.
  • Larchet J.-C. La théologie des énergies divines. Des origines à saint Jean Damascène. Paris, 2010.
  • LashierJ. Irenaeus on the Trinity. Leiden; Boston, 2014.
  • Ortlund G. Divine Simplicity in Historical Perspective: Resourcing a Contemporary Discussion // International Journal of Systematic Theology 16/4 (2014). P. 436-453.
  • Plantinga A. Does God have a Nature? Milwaukee, 1980 (20033). P. 26-61 (рус. пер.: Плантинга А. Есть ли природа у Бога? II. Божественная простота // Аналитический теист: антология Алвина Плантинги / Сост. Дж. Ф. Сеннет; пер. К. В. Карпова, под ред. В. К. Шохина. М., 2014. С. 369-388).
  • Pruss A. R. On Two Problems of Divine Simplicity // Oxford Studies in Philosophy of Religion 1 (2008). P. 150-167.
  • Radde-Gallwitz A. Basil of Caesarea, Gregory of Nyssa, and the Transformation of Divine Simplicity. Oxford, 2009.
  • Rogers K. The Traditional Doctrine of Divine Simplicity // Religious Studies 32 (1996). P. 165-186.
  • Stump E., Kretzmann N. Absolute Simplicity // Faith and Philosophy 2 (1985). P. 353-382.
  • Vallicella W Divine Simplicity: A New Defense // Faith and Philosophy 9 (1992). P. 508-525.
  • Vallicella W. Divine Simplicity // Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2015.
Еще
Статья научная