Джон Милтон Кейдж. Как было подготовлено "Подготовленное фортепиано"

Автор: Липов Анатолий Николаевич

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Эстетика

Статья в выпуске: 4 (102), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается творчество американского композитора Джона Кейджа (1912-1992), являющегося одним из самых прогрессивных музыкантов и теоретиком музыки ХХ века, выдающимся композитором-авангардистом, известным своим нестандартным использованием музыкальных инструментов, изобретателем «подготовленного фортепиано», созданием методик изменений звука, предполагавших препарацию фортепиано на основе различных бытовых предметов и превращавших его в своеобразный банк музыкальных инструментов. Кейдж использовал существующую в западной фортепианной музыке звуковую палитру в гармонических и негармонических контекстах, открывая в то же время новое звуковое поле для шумоподобных и расходящихся музыкально-акустических процессов. В статье анализируется история изобретения концепции «подготовленного фортепиано» и определяется связь между музыкальной философией композитора и его «подготовленными» фортепианными произведениями. Сделан вывод о том, что созданием «подготовленного фортепиано» Кейджем был сделан чрезвычайно радикальный шаг по преобразованию гармонических и мелодических особенностей фортепиано к звуковым впечатлениям, из которых большинство основывалось на их «ударной природе». Композитор никогда не делал разграничений между музыкой и звуком, музыкальными темами, музыкальными инструментами и нашим сознанием, сделав важный шаг в сторону от классической сочинительской работы к сложному музыкальному действу, созданию основ более экспансивной концепции музыки, радикальному расширению звукового пространства и, по существу, к изменению самого предмета музыки.

Еще

Музыкальная эстетика, американский музыкальный экспериментализм, творчество композитора кейджа, «подготовленное фортепиано», расширенные музыкальные инструменты

Короткий адрес: https://sciup.org/144162222

IDR: 144162222

Список литературы Джон Милтон Кейдж. Как было подготовлено "Подготовленное фортепиано"

  • Манулкина О. Б. Американские композиторы ХХ века / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Кафедра истории зарубежной музыки. Санкт-Петербург, 2007. 175 с.
  • Переверзева М. В. Джон Кейдж. Как появилось подготовленное фортепиано. Перевод и комментарии Марины Переверзевой // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 1. С. 125-127.
  • Переверзева М. В. Джон Кейдж. Признания композитора. Перевод и комментарии Марины Переверзевой // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 1. С. 108-124.
  • Переверзева М. В. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика. Москва : Русаки, 2006. 316 с.
  • Переверзева М. Сонаты и интерлюдии для препарированного рояля Джона Кейджа // Музыкаи время. 2004. № 9. С. 30-35.
  • Холопов Ю. Н. Вклад Кейджа в музыкальное мышление ХХ века // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения : материалы научной конференции / редкол. : Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова, М. В. Переверзева. Москва : Московская консерватория, 2004. С. 79-90.
  • Bunger R. The Well-Prepared Piano. Colorado, College Music Press, 1981. 96 р.
  • Dianova Tzenka John Cage's Prepared Piano: The Nuts & Bolts. New Zealand, Auckland, University of Auckland, 2008. 340 р.
  • Cage John & Charles Daniel: For The Birds: John Cage in Conversation with Daniel Charles. London, Marion Boyers, 1967. 656 p.
  • Cages J. Autobiographical Statement. N.Y., 1990. 12 p.
  • The Boulez-Cage Correspondence. Cambridge University Press, 1995. 188 p.
  • Fürst-Heidtmann M. Das präparierte Klavier des John Cage. «Gustav Bose Verlag». Regensburg, 1979. 316 s.
  • Cages J. Empty Words, Writings '73-'79. Middletown Conn., Wesleyan University Press, 1979. 187 p.
  • Kostelanetz R. Conversing with Cage. N.Y., 2003. 332 p.
  • Perry J. Cage's Sonatas and Interludes for Prepared Piano: Performance, Hearing and Analysis. Music Theory Spectrum. 2005, vol. 27, no. 1, pp. 35-66.
Еще
Статья научная