Влияние фортепианных произведений Ван Цзяньчжуна на развитие китайского фортепианного искусства

Автор: Чжан Ц., Цыкина Ю.Ю.

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Культура и цивилизация

Статья в выпуске: 2 т.18, 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается фортепианное творчество известного китайского композитора Ван Цзяньчжун (1933-2016). Исследовано влияние произведений Ван Цзяньчжуна для фортепиано на развитие китайского фортепианного искусства. Раскрыта позиция произведений данного композитора в китайской музыкальной среде, обозначен их вклад в традиционную культуру. Анализ сочинений данного композитора (в частности, «Сто птиц кланяются фениксу»; «Три вариации на тему сливы»; «Цветок Шандандан ярко цветет») в контексте традиций и новаторства выявил позитивную роль творчества композитора в развитии китайской фортепьянной школы. Отмечается, что его сочинения представляют собой слияние китайской традиционной музыки с западными классическими композиторскими техниками. Выявлена значительная роль произведений Ван Цзяньчжуна в развитии музыкального образования благодаря их универсальности, яркому национальному колориту. В своих произведениях композитор использует китайские народные мелодии, бережно их интерпретируя. Ван Цзяньчжун искусно сочетает китайскую пентатонику с равномерно-темперированным строем фортепиано, а также имитирует звучание традиционных инструментов как, например, пиццикато и тремоло гучжэн, техники перебора по струнам пипа и вибрато бамбуковой флейты дизцы. Показано, что данный факт способствует популяризации китайского музыкального фольклора, а также повышает интерес молодого поколения к фортепианному исполнительству. Доказано, что гармоничное сочетание «национального» и «интернационального» в указанных сочинениях способствует активной трансляции китайского фортепианного искусства в мировое музыкальное пространство.

Еще

Китай, ван цзяньчжун, китайские фортепианные произведения, фортепианное искусство, пентатоника, «синизация», гучжэн

Короткий адрес: https://sciup.org/140305388

IDR: 140305388   |   DOI: 10.5281/zenodo.12177909

Список литературы Влияние фортепианных произведений Ван Цзяньчжуна на развитие китайского фортепианного искусства

  • 生 (1999). 钢琴演奏之道//上海音乐出版,352页. = Чжао Сяошэн Фортепианное исполнение // Шанхайское музыкальное издательство, 1999. 352 с. [На кит. языке.]
  • 应诗真 (1999). 钢琴教学法//人民音乐出版社, 194 页. = Ин Шичжэнь Методика обучения игре на фортепиано // Народное музыкальное издательство, 1999. 48 с. [На кит. языке.]
  • 王昌逵 (2010). 中国钢琴音乐文化//光明日报出版社,, 276页.。=Ван Чанкуй.Китайская фортепианная музыкальная культура//Издательство Guangming Daily, 2010. 276 с. [На кит. языке.]
  • 李佳璇 (2021). 中国钢琴作品在教学中的应用研究 [C] 西安音乐学院, 1. C.1-87. = Ли Цзясюань. Исследование по применению китайских фортепианных произведений в преподавании [C] Сианьской консерватории музыки. 2021. №1. C.1-87. [На кит. языке.]
  • 付瑶 (2021) 钢琴曲《彩云追月》演奏与教学分析 [C] 曲阜师范大学, 1, C.1-77. = Фу Яо. Анализ исполнения и преподавания фортепианной пьесы 《彩云追月》 «Разноцветные облака гонятся за луной» [C] Педагогический университет Цюйфу. 2021. №1. C.1-77.
  • 郝晓东 (2017). 唢呐曲《百鸟朝凤》的继承与发展[J]北方音乐, 2, C.30-31. =Хао Сяодонг. Китайский национальный музыкальный инструмент Суона, наследование и развитие песни 《百鸟朝凤》 «Сто птиц кланяются фениксу» [J] Северная музыка. 2017. № 2. С.30-31. [На кит. языке.]
  • 张抗抗 (2023). 浅析王建中钢琴改编曲《山丹丹开花红艳艳》的创作手法及演奏技巧 [J]黄河之声, 2, C.138-141. = Чжан Канкан: Краткий анализ творческих приемов и исполнительской техники фортепианной адаптации Ван Цзяньчжуна《山丹丹开花红艳艳》 «Шаньдандань цветет красным и очаровательным» [J] Голос Жёлтой реки. 2023. №2. C.138-141. [На кит. языке.]
  • 张云鹤 (2023) 浅析王建中中国风格钢琴作品中民族音乐元素的运用[J]黄河之声, 2, 24-27. = Чжан Юньхэ: Краткий анализ использования элементов этнической музыки в фортепианных произведениях Ван Цзяньчжуна в китайском стиле [J] «Голос Желтой реки». 2023. №2. C.24-27. [На кит. языке.]
  • 陈成哲 (2021). 钢琴改编曲《梅花三弄》民族元素的演奏诠释 [C] 湖南工业大学, 1, 1-47. = Чэнь Чэнчжэ. Исполнительская интерпретация этнических элементов фортепианной адаптации 《梅花三弄》 «Три ва-риации на тему цветущей сливы» [C] Хунаньский технологический университет. 2021. №1. C.1-47. [На кит. языке.]
  • 魏廷格 (1999). 论王建中的钢琴改编曲 [J]. 中国音乐学, 1999 (02). C.63-72. = Вэй Тингэ.О фортепианных аранжировках Ван Цзяньчжуна [J]. Китайское музыковедение, 1999. № 2. С.63-72. [На кит. языке.]
  • 陈旭 (2004). 王建中钢琴作品的和声手法 [J] 星海音乐学院学报,3, 32-35. =Чэнь Сюй. Гармонические техники в фортепианных произведениях Ван Цзяньчжуна [J]. Журнал Синхайской консерватории, 2004. №3. C.32-35. [На кит. языке.]
  • 汪沐溪 (2008). 钢琴演奏中的审美意识 [J] 音乐生活,10, 46-47. = Ван Мучи. Эстетическое сознание в фортепианном исполнении [J] Music Life, 2008. №10. C. 46-47. [На кит. языке.]
  • 胡天虹 (2000). 关于琴曲《梅花三弄》的文化思考 [J]乐府新声 (沈阳音乐学院学报) ,1, 13-15. = Ху Тяньхун. Культурные мысли об опере Цинь 《梅花三弄》 «Три вариации на тему цветущей сливы» [J] Новые голоса Юэфу (Журнал Музыкальной консерватории Шэньяна), 2000. №1. C. 13-15. [На кит. языке.]
  • 郝运 (2019). 浅析钢琴曲《山丹丹开花红艳艳》创作特点与演奏技巧 [J]. 北方音乐 ,4, 9-10. = Хао Юнь.Краткий анализ творческих особенностей и техники исполнения фортепианной пьесы 《山丹丹开花红艳艳》 «Шаньдандань цветет красным и очаровательным» [J]. Северная музыка, 2019. №4. С.9-10. [На кит. языке.]
Еще
Статья научная