Пространство. Рубрика в журнале - Вестник Евразии
Статья научная
При разработке имиджа города целесообразно опираться на образы, запечатленные в культуре, в трех компонентах образного поля города: городском ландшафте, совокупности текстов о данном городе и городском фольклоре. Анализ культурно-географического поля города строится на протообразах, то есть на совокупностях тематически близких ассоциаций. Основные протооб-разы современного Рыбинска, выявленные в ходе исследования, следующие: индустриальный центр (моторостроительное объединение «Рыбинские моторы», ГЭС и т. д.), город на Волге (бывшая «столица бурлаков»), купеческий город, Волжский Санкт-Петербург, наследник Мологи, «метрополия» Поше-хонья. Для целенаправленного формирования имиджа Рыбинска наиболее перспективным признан протообраз города на Волге. В основе данного про-тообраза лежат многочисленные связи сложившегося культурного образа Рыбинска с образами Поволжья: торгово-купеческая история, отраженная в том числе и в ландшафте города (купеческая застройка, памятник бурлаку); история ГЭС, связанная с затоплением огромной территории и переселением деревень (Рыбинское водохранилище, скрывшее под собой не только деревни, но и город Мологу, - яркий «образец», буквально прототип остальных затопленных ради электрификации территорий страны); история оборонно-промышленного центра, типичная для городов Поволжья; рекреационный потенциал и др. Практическая сложность «привития» волжского имиджа современному Рыбинску заключается в том, что город не входит в состав того Поволжья, каким мы привыкли его представлять в соответствии с укоренившимся официальным районированием.
Бесплатно
Виртуальная Монголия: интернет-образ пространства в иркутском и бурятском сегментах сети
Статья
Бесплатно
Власть и жилище (жилищная политика в СССР в 1917-1940 годах)
Статья научная
Жилище и пространство - тема более чем актуальная. Пространство дома, дом и пространство вокруг него, структура доместициро-ванного пространства - все это обсуждалось и рассматривалось многими известными учеными, мыслителями и художниками, включая таких, как Хайдеггер и Башляр. Жилище есть, по существу, опыт человека и общества помыслить земное пространство в рамках конкретных социальных, политических и культурных условий. Всякая цивилизация предлагает свои оригинальные решения по обустройству дома, не только материальному, но и ментальному, духовному. Предлагаемая статья исследует вопрос жилищной политики советской власти в эпоху индустриализации и коллективизации. Анализ большого количества документов того времени отчетливо показывает значимость этого вопроса для власти. Любая власть означает и власть над пространством в том числе. Жилище, дом, квартира - как ячейка приватного, уютного, максимально социализированного пространства - есть лакомый кусок для власти, мечтающей овладеть даже микроскопическими фрагментами социального бытия. В этом смысле советская власть была, конечно, совершенно права, осуществляя политику тотального контроля за перемещениями людей, распределения обобществленного, огосударствленного жилья. Такая политика означала на деле сильнейшее сжатие социально и культурно освоенного пространства, предложение жить в предельно атомизированном, «рассеянном» пространстве псевдокоммуникаций, не обеспечивавших полноценного воспроизводства символов и образов домашнего очага. Советское пространство с образно-географической точки зрения было во многом пространством без Genius loci. Геоонтология жилища предполагает наличие укрытия или укрытий, в которых происходит восстановление, реновация и наращивание социальных функций Homo domesticus, направленных вовне, на изменение социальной и культурной среды. Дом - это образ пространственного переворота, постоянной смены знаков и символов опространствления конкретных точек приложения социальных сил и источников социальной энергии. Обстоятельная работа Марка Мееровича наглядно свидетельствует о редукции, намеренном свертывании этих процессов советской властью. В результате власть оказалась один на один с «голым» пространством, пространством без его собственных образов, пространством настолько коммунализированным, что понятие жилища и дома растворилось в схематике борьбы классов и полного обобществления труда. Труд без труда над собственным образом Дома стал бессмысленной акцией, манифестацией космогонического характера. Но небо утеряно, когда земля не собрана. Дмитрий Замятин
Бесплатно
Все мы немного у жизни в гостях: художественное пространство и время в лирике Анны Ахматовой
Статья научная
Начавшийся в России на рубеже XIX-XX веков мощный ментальный сдвиг породил новую культуру. Ее характерными чертами стали стремление к мировоззренческим синтезам, обостренное внимание к вопросу о смыслах бытия, усиление эстетического и религиозного чувства, философичность, лиризм. Внесение иррационализма в художество обусловило отход от классической коммуникативной логики, повысило в искусстве общий фон знаковой насыщенности. Обращение к языку знаков и символов свидетельствовало о возвращении в культуру мифомышления, выраженного средствами авторского мифотворчества. Все это объясняет тот факт, что время и пространство в произведениях культуры Серебряного века, как правило, утрачивают определенность. Уникальное качество пересопряжения пространственно-временных координат проявилось, в частности, в творчестве Анны Ахматовой. В ее лирике пространство и время, преодолевая замкнутость определенного места и времени действия, постепенно восходят к запредельности. Хронотоп обрел у Ахматовой новые грани и смыслы, явившись отражением менявшегося в то время личностного мировосприятия. В поэтике Ахматовой художественная реальность создается посредством знаков и символов времени и пространства, наполненных психологическим содержанием; прежние мифологические схемы переосмысляются в ней на уровне авторского мифотворчества; она тяготеет к пространству Космоса и к большому эпическому времени.
Бесплатно
Образ религиозного ландшафта в СССР в 1965-1985 годы (на примере Соловецкого музея-заповедника)
Статья
Бесплатно
Политико-географические образы российского пространства
Статья научная
Политико-географические образы (ПГО), будучи естественной частью российского пространства как реальности, являются также планом выражения наиболее существенных черт этого пространства. ПГО пространств России формируются в процессе осмысления и осознания историчности культурных ландшафтов Восточной Европы и Северной Евразии, превращаемых в динамичные образно-географические поля. Образ пространств России несет сильнейший политический «заряд», который может трансформировать доминирующие региональные и геополитические представления. Российское пространство само по себе символизирует «тотальный» властный дискурс, в котором отношения господства и подчинения суть пространственные отношения. Пространства России порождают в свою очередь образные поля, в которых те или иные политические, культурные, социальные и экономические интенции могут проявляться как целенаправленные образные системы, имеющие географическое выражение. ПГО российских пространств, имея одним из своих оснований фундаментальный образ фронтира, являются принципиально открытыми, осмысляемыми в рамках властных дискурсов цивилизационного порядка. Институцио-нализация регионов есть следствие формирования максимально внешнего политико-географического образа российской государственности. Как достаточно экономичные и в то же время избыточные в когнитивном плане инварианты ПГО пространств России, региональные образы призваны углублять процессы символической капитализации этих пространств, не определяя, однако, самой их сути.
Бесплатно
Поселенческая и расселенческая структура сельской России: изменения последних десятилетий
Статья научная
Два радикальных и практически исключающих друг друга призыва звучат время от времени с трибун различных совещаний и конференций, со страниц газет и журналов. Раздаются они, как правило, из уст людей, не являющихся специалистами в области расселения и демографии. В чем суть этих призывов? Очень обобщая и огрубляя их содержание, можно сказать, что за первым из них стоит ностальгическое стремление увидеть сельскую Россию такой, какой она была лет 90 назад (в три-четыре раза большее, чем сейчас, количество деревень с крестьянскими семьями из пяти-восьми человек); за вторым - давно отвергнутая жизнью утопическая идея сплошной урбанизации сельской местности (строительство многоэтажных агрогородов, стирание границ между городом и деревней и т.п.). Все эти мечты разбиваются о суровую действительность, предопределенную предшествующим развитием российской деревни и особенно ее развитием в советское время. В самом деле, простое сопоставление данных о количестве деревень в разные годы, числе их жителей, размере крестьянского двора (то есть о числе людей, приходящихся в среднем на один такой двор), о возрастном составе сельского населения и о региональных различиях в заселенности и населенности сельской России приводит нас к одному выводу: путь, пройденный российской деревней в последние десятилетия, совершенно изменил ее облик. И качественно (по составу населения), и по количественным показателям (число деревень, численность населяющих их жителей) современная сельская местность резко отличается от тех представлений об идеальном типе сельского расселения, которые прочно держатся в головах ревнителей идеи ее переустройства.
Бесплатно
Пространственные модели в произведениях А. Платонова и И. Бабеля
Статья научная
Статья посвящена анализу структурных моделей пространства в произведениях А. Платонова и И. Бабеля. В них пространство в горизонтальной проекции представлено как чуждое человеку, дискретное, блуждающее и разрушающееся, уступающее место Пустоте как крайнему выражению Смерти. В антиномической связи с пространством Распада и Тления находятся отдельные разбросанные фрагменты Жизни. В вертикальной же проекции пространство чаще всего моделируется таким образом, что нарушается, делается неустойчивой мифологическая трехуровневая модель мира (горний, средний, нижний уровни). Сакральным и обладающим инициативой может оказаться любой ярус - при общей незакрепленности конкретных онтологических статусов. В целом через пространственные характеристики произведений передаются эсхатологичность, кризисность мироздания, в котором в единой связи действуют и жизнеразрушительные, и жизнеутверждающие силы.
Бесплатно
Фрагментация сельского пространства России
Статья научная
В статье исследуются результаты и факторы структурной перестройки внегородского пространства Европейской России. Сейчас преобладающее значение имеет его фрагментация, то есть формирование, на общем фоне демоэкономической депрессии, отдельных ареалов активной экономической жизни. Об этом свидетельствуют региональные и порайонные различия в динамике сокращения сельскохозяйственных угодий и скота, в продуктивности агропроизводства. Проанализировав данные по 1400 административным районам, авторы установили, какие факторы влияют на формирование перспективных и депрессивных ареалов в сельской местности. Помимо природных условий, это положение того или иного района относительно крупных городов, плотность и динамика сельского населения. Выявлены также связи между «сжатием» освоенного пространства и депопуляцией сельской местности: реальное землепользование «подстраивается» в последние годы к распределению населения в пространстве, идет процесс концентрации агропроизводства. Различие природных условий и удаленность от крупных городов во многом определяют не только состояние сельского хозяйства в данном районе, его перспективы, но и соотношение общественного и частного секторов. Во внегородском пространстве зияют огромные «черные» дыры; но в нем же обнаруживается опорный каркас сельского хозяйства. При этом и первые, и второй сформировались не столько в результате текущих экономических изменений в стране, сколько в зависимости от типа заселения и освоения пространства.
Бесплатно