Философско-эстетический аспект презентации гендерной проблематики в портретном жанре русской живописи второй половины XIX - начала ХХ веков

Бесплатный доступ

В статье анализируется творческое наследие выдающихся русских художников второй половины XIX века, среди которых И. Н. Крамской, И. Е. Репин и В. И. Суриков. Осуществляется попытка гендерного подхода к анализу женского портрета и его философско- эстетическое осмысление. Выявляются различные модели женственности и их эстетическое значение. Прослеживается формирование в живописи образа женщины демократически- прогрессивной направленности. Рассматривается типология некоторых женских портретных сюжетов в творчестве Репина. В парном супружеском портрете начала ХХ века отмечается тенденция трансформации властных отношений в сторону доминирования женщины как новая модель партнёрской гармонии. Анализируется оригинальная эстетика женственности в творчестве В. И. Сурикова, ведущие женские гендерные модели в портретах, созданных художником. Вопросы гендерного круга разбираются с точки зрения философско-эстетической аксиологии.

Еще

Гендерная проблематика, модели женственности, женская личность, красота, гармония, прекрасное, эстетический идеал, духовность

Короткий адрес: https://sciup.org/144162239

IDR: 144162239   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2021-5103-81-90

Список литературы Философско-эстетический аспект презентации гендерной проблематики в портретном жанре русской живописи второй половины XIX - начала ХХ веков

  • Васильева Г. Л. Портрет и картина в творчестве В. И. Сурикова: диссертация на соискание учёной степени доктора искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура / Васильева Галина Леонтьевна. Санкт-Петербург, 2001. 452 с.
  • Зингер Л. С. Портрет П. А. Стрепетовой и картина "В одиночном заключении" И. Е. Репина // Очерки теории и истории портрета. Москва: Изобразительное искусство, 1986. С. 207-210.
  • Карпова Т. Л. Смысл лица. Русский портрет второй половины XIX века. Опыт самопознания личности. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. 221 с.
  • Ляшенко Е. Философ и русалка. История любви Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского [Электронный ресурс]. URL: http://www.spb.aif.ru/culture/person/alisa_i_bazilio_istoriya_52-letnego_braka_merezhkovskogo_i_gippius.
  • ОР РГБ М4216, ед. хр. 12, л. 1. Розанов В. В. Уединённое // Апокалипсис нашего времени. Москва: Эксмо, 2008. С. 37-130.
  • Успенский Г. И. По поводу одной картинки! [Электронный ресурс]. URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000036/st017.shtml.
  • Ягодовская А. Принцип психологизма в образной системе критического реализма (Портрет в творчестве В. Перова и И. Крамского) // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. Идейные принципы. Структурные особенности. Москва: Наука, 1982. С. 163-205.
  • Яковлева Н. А. Иван Николаевич Крамской. Ленинград: Художник РСФСР, 1990. 110 с.
Еще
Статья научная