"Христианский социализм" или "социальное христианство"? (Гоголь и Достоевский в истории русской социально-философской мысли)

Автор: Кибальник Сергей Акимович

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 3 т.15, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье речь идет о явлении западноевропейской (в первую очередь французской) и русской социально-философской мысли, которое традиционно обозначалось как «социальное христианство», а в советское время получило название «христианского социализма». «Русский социализм» Ф. М. Достоевского, как он сам называет его в «Дневнике писателя», давно и справедливо связывается с французским «социальным христианством», наиболее ярким представителем которого был Ф. Р. де Ламенне (Hugues-Félicité Robert de Lamennais). В то же время «русский социализм» и весь комплекс социально-философских убеждений Достоевского 1860-1870-х гг. чрезвычайно напоминают убеждения позднего Гоголя. В статье проведен ряд параллелей между двумя русскими классиками; отмечено, что те же самые взгляды, которые обыкновенно сочувственно излагаются исследователями, когда речь идет о Достоевском, как правило, подвергаются нелицеприятной критике, как только разговор заходит о позднем Гоголе. Данное сходство, помимо некоторого влияния на Достоевского Гоголя, объясняется ориентацией обоих на отдельные течения западноевропейской социально-философской мысли, и в первую очередь на «социальное христианство». С «социальным христианством» их сближает один из центральных принципов этого течения: устремленность к перестройке общественных отношений на подлинно христианских началах, предусматривающих равнение на Христа и христианский идеал братства между людьми, независимо от их сословной принадлежности. Именно Гоголь, наряду с Чаадаевым, Достоевским и Л. Толстым, более других русских писателей и мыслителей вдохновлялся «Словами верующего» (“Paroles d’un croyant”, 1834) и другими сочинениями Ламенне.

Еще

Н. в. гоголь, ф. м. достоевский, социальное христианство, христианский социализм, ф. р. де ламенне, утопический, западноевропейская философия, братство

Короткий адрес: https://sciup.org/14749030

IDR: 14749030   |   DOI: 10.15393/j9.art.2017.4481

Список литературы "Христианский социализм" или "социальное христианство"? (Гоголь и Достоевский в истории русской социально-философской мысли)

  • Анненкова Е. И. Гоголь и русское общество. -СПб.: Росток, 2012. -752 с.
  • Анненкова Е. И. «Страхи и ужасы России» (Диалог автора «Выбранных мест из переписки с друзьями» с современниками)//Н. В. Гоголь. Материалы и исследования. -М.: ИМЛИ РАН, 2012. -Вып. 3. -С. 55-90.
  • Балакшина Ю. В. Диалог светской культуры и церкви в России XIX -XX веков: Литературные формы, исторические этапы: дис. … д-ра филол. наук. -СПб., 2016 . -URL: http://disser.herzen.spb.ru/Preview/Vlojenia/000000250_Disser.pdf
  • Булгаков С. Н. Христианский социализм. -Новосибирск: Наука, 1991. -350 с.
  • Викторович В. А. Гоголь в творческом сознании Достоевского//Достоевский. Материалы и исследования. -Л.: Наука, 1997. -Т. 14. -С. 216-233.
  • Гершензон М. Исторические записки. -Берлин: Геликон, 1923. -225 с.
  • Громова Л. П. Гоголь -Белинский: диалог завещаний//Мастерская публициста. Опыт прошлого и настоящего. -СПб.: СПбГУ, 2009. -С. 143-157.
  • Дмитриева Е. Е. Н. В. Гоголь в западноевропейском контексте: между языками и культурами. -М.: ИМЛИ РАН, 2011. -392 с.
  • Захаров В. Н. Комический шедевр Достоевского//Достоевский Ф. М. Село Степанчиково и его обитатели. -Петрозаводск: Карелия, 1981. -С. 206-213.
  • Зеньковский В. В. Гоголь и Достоевский//Вокруг Достоевского: в 2 т. -М.: Русский путь, 2007. -Т. 1: О Достоевском: сб. ст. под редакцией А. Л. Бема/сост., вступ. ст. и коммент. М. Магидовой. -С. 91-98.
  • Зеньковский В. В. История русской философии: в 2 т. -2-е изд. -Париж: YMCA-Press, 1989. -Т. 1. -469 с.
  • Золотусский И. От Грибоедова до Солженицына. Россия и интеллигенция. -М.: Молодая гвардия, 2006. -347 с.
  • Кибальник С. А. Проблемы интертекстуальной поэтики Достоевского. -СПб.: Петрополис, 2013. -432 с.
  • Кибальник С. А. «Село Степанчиково и его обитатели» как криптопародия//Достоевский. Материалы и исследования. -СПб., 2008. -Т. 19. -С. 108-142.
  • Котляревский С. А. Ламенне и новейший католицизм. -М.: Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1904. -628 с.
  • Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. -Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1953. -406 с.
  • Манн Ю. В. Гоголь в силовом поле философской мысли//Творчество Гоголя и русская общественная мысль. Тринадцатые Гоголевские чтения. Сб. науч. ст. -Новосибирск: Новосиб. изд. дом, 2013. -C. 18-28.
  • Материалы для жизнеописания Ф. М. Достоевского//Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч.: -СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1883. -Т. 1: Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского: с портретом Ф. М. Достоевского и приложениями. -С. 3-176.
  • Милюков А. П. Литературные встречи и знакомства. -СПб.: Изд-е А. С. Суворина, 1890. -292 с.
  • Михед П. В. Гоголь и западноевропейская христианская мысль (проблемы изучения)//Nel mondo di Gogol’ (В мире Гоголя)/progetto e ideazione di Rita Giuliani; cura dell'ed. a stampa di Lorenzo Costantino. -Roma: Lithos, 2012. -Pp. 345-346.
  • Михед П. В. Гоголь и Ламенне//Информационный вестник форума русистов Украины. -Симферополь: Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, 2013. -Вып. 16: «Русистика: синтетическая наука или форма идеологии?». -С. 199-214.
  • Михед П. В. Сильвио Пеллико и русская литература (опыт интерпретации)//Вопросы русской литературы. Межвуз. науч. сб. -Симферополь: Крымский Архив, 1996. -Вып. 2 (59). -С. 3-18.
  • Моруа Андре. От Монтеня до Арагона. -М.: Радуга, 1983. -672 с.
  • Мусатова Т. Л. Н. Гоголь, З. Волконская и «социальное христианство»//Творчество Гоголя в диалоге культур. -М.; Новосибирск: Новосиб. изд. дом, 2015. -С. 223-232.
  • Никитина Ф. Г. Идеи Ламенне в России//Достоевский и мировая культура. -М.: Классика плюс, 1997. -Альманах № 8. -С. 201-226.
  • Никитина Ф. Г. Петрашевцы и Ламенне//Достоевский. Материалы и исследования. -Л.: Наука, 1978. -Т. 3. -С. 256-258.
  • Поддубная Р. Н. «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя и «Дневник писателя» Достоевского (жанровый аспект)//Достоевский и мировая культура. -СПб.: Акрополь, 1996. -Альманах № 6. -С. 98-108.
  • Пруцков Н. И. Достоевский и христианский социализм//Достоевский. Материалы и исследования. -Л.: Наука, 1974. -Т. 1. -С. 58-82.
  • Сперанский В. Н. Ламеннэ как политический мыслитель (Пророк всемирной революции). -Пг.: Изд-во «Петроград», 1922. -104 с.
  • Степун Ф. А. Сочинения/сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. В. К. Кантора. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. -1000 с.
  • Туниманов В. А. Творчество Достоевского, 1854-1862. -Л.: Наука, 1980. -298 с.
  • Тынянов Ю. Достоевский и Гоголь: (К теории пародии). -Пг.: ОПОЯЗ, 1921. -48 с.
  • Флоровский Г. Пути русского богословия. -Париж: б. и., 1937. -574 с.
  • Франк С. Проблема «христианского социализма»//Франк С. Непрочитанное. Статьи, письма, воспоминания. -М., 2001. -С. 286-287.
  • Фридлендер Г. М. Достоевский и Гоголь//Достоевский. Материалы и исследования. -Л.: Наука, 1987. -Т. 7. -С. 3-21.
  • Чижевский Дм. Неизвестный Гоголь//Новый журнал. -Нью-Йорк, 1951. -№ 27. -С. 126-158.
  • Шерер Ю. В поисках «христианского социализма» в России//Вопросы философии. -2000. -№ 12. -С. 88-133.
  • Bonald M. Sur un dernier ouvrage de M. l’abbé de la Mennais//Lamennais F. Défense de l’Essay sur l’indifférence en matière de religion. -Paris: Méquignon; Lyon: Périsse, 1821. -Pp. 243-259.
  • Lamennais F. Essai sur l’indifférence en matière de religion: V. 1-4. -Paris: Tournachon-Molin et H. Seguin, . -V. 2. -214 p.
Еще
Статья научная