Инженер XXI века: конвергенция личностных, профессиональных и социально значимых компетенций в ситуации принятия решения
Автор: Евстифеева Елена Александровна, Рассадин Сергей Валентинович, Филиппченкова Светлана Игоревна, Иванов Сергей Валерьевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Обустройство России: вызовы и риски
Статья в выпуске: 9, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены результаты первого этапа теоретического анализа и эмпирической верификации психолого-педагогической модели формирования профессионально ориентированных когниций, личностных и профессиональных компетенций современного инженера, отвечающего технологическим и инновационным вызовам современности. Согласно данной модели, среди доминантных, обеспечивающих формирование нелинейного инженерного мышления психических свойств (личностные и субъектные качества, регулятивные и специальные способности) выделяются рефлексивность, толерантность к неопределенности, рациональность, волевые дескрипторы, адаптивность, профессиональные когниции.
Личностные и профессиональные компетенции, инженер xxi века, нелинейное мышление, ситуации принятия решений в условиях риска, психолого-педагогическая модель
Короткий адрес: https://sciup.org/170167620
IDR: 170167620
Текст научной статьи Инженер XXI века: конвергенция личностных, профессиональных и социально значимых компетенций в ситуации принятия решения
А ктуальность конструирования фигуры инженера XXI в. средствами социальногуманитарного знания обусловлена блоком теоретических и практических факторов. Первый блок – сюжеты обоснования, удостоверения теоретического знания в виде психолого-педагогической модели, презентирующей современное инженерное мышление, набор профессиональных умений, личностных ресурсов, ценностных приоритетов, и релевантной оптимуму принятия решений, минимизирующих риск и неопределенность. Второй блок – проблема переноса, имплантации образовательного опыта на инновационные процессы в будущих нелинейных профессиональных и социальных ситуациях.
Важнейшая проблема развития науки, образования и промышленности в современной России – дефицит молодых инженерных и исследовательских кадров в секторе производства, науки и высшего профессионального образования. В.В. Путин на заседании Совета по науке и образованию 23 июня 2014 г. заявил: «Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости» 1 .
Однако быстрое старение кадров, изменение его качественного состава, отток молодых квалифицированных специалистов из указанных областей в другие сферы трудовой деятельности не позволяют системно воспроизводить и закреплять инженерные кадры, которые обладают комплексом компетенций, реализуемым в ситуации принятия решений, и способны осуществлять инженерные, исследовательские, социально значимые функции в режиме «общества знания». Формирование современного инженерного мышления и профессиональной инженерной культуры, необходимых личностных качеств, исследовательских навыков, социально значимых компетенций, критического самосознания и социальной ответственности за продукт своей инженерной деятельности становится приоритетной задачей развития образования в России.
Инженер XXI в. – ключевая и знаковая фигура в социальном пространстве современной России. Она соизмеряется с наличной магистралью ее оптимального развития. В сфере производства – это подъем реального сектора на базе локомотивных отраслей хозяйства – атомной промышленности, авиакосмического, информационного, машиностроительного комплексов, энергетики, биоинженерии и нанотехнологий, инновационных разработок (сверхпроводящие, трансформационные, оптические материалы, кристаллургия, микротехника, био-, гео-, экотехнологии), а также оптимизации механизмов рефинансирования предприятий, активизации внутреннего рынка, обуздания утечки капиталов и интеллектуальных ресурсов, жесткого контроля экспорта минерального сырья, металлов, гармонизации налоговой политики, видоизменения инвестиционной культуры и др.
Профессиональный инженерный труд сегодня сопровождается быстрой трансформацией социальных и технологических практик. Как констатируют отечественные исследователи, необходимо готовить будущего инженера к быстрому восприятию и переработке больших объемов информации в процессе профессионального обучения [Пфаненштиль и др. 2014: 81]. Это требует, в свою очередь, ускоренной профессиональной адаптируемости к новым видам знания, к новой конфигурации профессиональной, личностной и социальной идентичности инженера. Т.В. Карлова отмечает, что «важнейшие задачи модернизации образования определяются как формирование духовно богатой, интеллектуальной, высоконравственной личности; развитие целостного научного мировоззрения, культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство...» [Карлова 2013: 68]. Узкоспециализированная подготовка инженера сегодня уязвима как для глобального проекта «общества, основанного на знаниях», так и для двух комплементарных целей образования – ориентации процесса обучения на предельно широкое развитие самого человека и раскрытия у него широких возможностей когнитивного поиска и максимально объемного кругозора.
В Тверском государственном техническом университете авторским научнопедагогическим коллективом разрабатывается и апробируется проект «Траектория инженерного образования в XXI веке: региональный опыт». Основная цель проекта состоит в последовательном изучении условий формирования комплекса субъектных компетенций будущих российских инженеров, профессиональная деятельность которых экстраполируется на ситуацию перманентного принятия решений в условиях риска и неопределенности. Из этого вытекает необходимость разработки психолого-педагогической модели профессиональной социализации инженеров.
Основными задачами проекта являются: идентификация ментального пространства профессиональной деятельности инженера в XXI в., включая измерение социального мышления, социальных представлений, личностных качеств; разработка психолого-педагогической модели, релевантной профессиональной социализации, конвергирующей личностные, профессиональные и социально значимые компетенции в процессе принятия решений в ситуации риска. В дальнейшем – экстраполяция результатов и наработок проекта в реальное образовательное пространство технического вуза с целью развития личностных и профессиональных ресурсов, эмерджентирующих инженерное мышление XXI века; развитие академической и профессиональной мобильности обучающихся, молодых исследователей.
В XXI в. фигура инженера в полной мере раскрывается в социальных и профессиональных ситуациях принятия решений в условиях риска и неопределенности [Тягунов 2001: 72-79]. В связи с этим возрастает интерес к проблеме разработки моделей принятия решения, в т.ч. психолого-педагогических, позволяющих преодолеть рост узкой специализации и прикладной прагматизм инженерного мышления. Как известно, акт принятия решений включает 3 основных этапа: поиск информации, поиск и нахождение альтернатив (в т.ч. их изобретение) и выбор наилучшей из группы альтернатив. Этот сложный, трудоемкий и творческий процесс восходит к высокому профессиональному уровню и требует анализа профессиональной социализации, когнитивных и личностных способностей, поведенческих паттернов инженера в актах принятия решений.
Сегодня в сфере гуманитарного знания и науки широко обсуждается возникший в начале XXI в. антропогенный кризис, нарушение закона техно-гуманитарного баланса. Суть закона заключается в гармонизации технически ориентированного инженерного интеллекта и гуманитарного мышления, ориентированного на антропологические и социальные ценности [Назаретян 2012]. Это актуализирует проблему гармонии/конвергенции личностных и профессиональных качеств инженера, что позволит предотвратить превосходство инженерного интеллекта над гуманитарным. Нарушение такого баланса в менталитете инженера представляет угрозу безопасности жизнедеятельности, экологии и влечет за собой многомерные конфликты искусственного и естественного, которые могут стать стержнем глобальных проблем к середине XXI в.
Процесс принятия решений у современного инженера теоретически идентифицируется нами через призму неклассической модели принятия решений. Как известно, классическая теория принятия решения ориентируется на «рационального субъекта», сосредоточенного на решении замкнутых задач, когда все альтернативы действия и их последствия являются достаточно известными. Ситуация неопределенности в данном случае носит поверхностный характер, и действия в таких условиях отличаются очевидной предсказуемостью. Формирующаяся сегодня неклассическая теория принятия решений, интегрирующая классическую модель принятия решений и комплементарную ей психологическую теорию принятия решений, ориентирована на решение задач, которые принято называть открытыми. Здесь глубинная неопределенность требует от субъекта нелинейного
креативного подхода к разворачивающейся ситуации, когда ни возможные альтернативы, ни, тем более, их последствия заранее не известны. Поиск вариантов решения в таких ситуациях представляет собой творческий процесс, что требует наличия таких когнитивных, субъектных и личностных качеств, как расширяющаяся профидентичность, нелинейное мышление, рациональность, склонность к риску, креативность, рефлексивность, личностная ответственность, коммуникабельность, развитое экологическое и правовое сознание [Тягунов и др. 2012]. Обучение современного инженера навыкам принятия решений в условиях риска и неопределенности инициирует развитие этих качеств и позволяет достичь баланса гуманитарного и технического знания в инженерном мышлении.
На современном этапе в понятие «инженер» включается достаточно широкий круг профессий, объединенных квалификационными требованиями, подготовка по которым осуществляется в рамках программ инженерного образования. Инженерная деятельность всегда направлена на превращение естественного в искусственное. Кроме того, данный вид деятельности реализуется через перманентный перенос достижений науки в производственную практику. Инженерная деятельность рождается вследствие исторического развития потребностей материального производства и непосредственно связана с формированием технических наук. Последнее отличает собственно инженерную деятельность от чисто технической; таким образом, инженерный труд всегда связан с инновациями.
Целью эмпирической части проекта является идентификация этих свойств и описание динамики их количественных и качественных преобразований. Исследование осуществляется в 3 этапа (2013–2015 гг.). В совокупную выборку эмпирического исследования входят 3 взаимосвязанные референтные группы: студенты, аспиранты и магистранты, состоявшиеся инженеры-профессионалы. В рамках конструирования модели формирования структуры профессиональной компетентности современного инженера мы выделили ряд доминантных психических свойств (личностные и субъектные качества, регулятивные и специальные способности), которые, по нашему мнению, необходимо учитывать в первую очередь, чтобы решить обозначенные выше проблемы профессионального становления современного инженера. Речь идет о рефлексивности, толерантности к неопределенности, рациональности, адаптивности, а также о технических и интеллектуальных способностях. Согласно разрабатываемой нами психолого-педагогической модели формирования структуры личностных качеств и профессиональной компетентности современного инженера данные качества обеспечивают высокую результативность и эффективность инженерной деятельности.
Список литературы Инженер XXI века: конвергенция личностных, профессиональных и социально значимых компетенций в ситуации принятия решения
- Карлова Т.В. 2013. Социально-философские основания модернизации высшего технического образования//Вестник Тверского государственного университета. Сер. Философия. № 4. С. 68-76.
- Назаретян А.П. 2012. Технология, психология и антропогенные катастрофы: к изучению устойчивых зависимостей//История и современность. № 1. С. 45-71.
- Пфаненштиль И.А., Яценко М.П., Борисенко И.Г. 2014. Социально-философские аспекты проблем инженерного образования в контексте информационной культуры//Профессиональное образование в современном мире. № 2(13). С. 80-86.
- Тягунов А.А. 2001. Теория принятия решений. Тверь: Компания Фолиум. 192 с.
- Тягунов А.А., Подолько Е.О., Филиппченкова С.И. 2012. Ответственность в проекции личностного потенциала//Новое в психолого-педагогических исследованиях. № 3. С. 7-16.