Экспериментальный правовой режим: текущее состояние и проблемы
Автор: Коваленко М.А.
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Теория и практика государственно-правового развития
Статья в выпуске: 4 т.24, 2025 года.
Бесплатный доступ
Введение: Экспериментальный правовой режим стал значимым правовым инструментом для достижения баланса между устоявшимися общественными отношениями и актуальным уровнем развития технологий, в том числе цифровых. Указанная цель стала одной из главных причин его использования в правовой практике. История и практика применения и теоретической разработки данного правового института немногочисленна. По состоянию на ноябрь 2025 г. отсутствуют полноценные сведения о ходе и итогах реализации введенных на территории Российской Федерации экспериментальных правовых режимов. В связи с этим, важным является исследование характеристики экспериментального правового режима для развития доктрины о нем. Цель настоящего исследования заключается в анализе главных черт экспериментального правового режима. Это позволит определить пределы для его установления. Методология основывается на использовании общенаучных методов познания и специально-юридических. В результате была изучена специфика экспериментальных правовых режимов, вводимых на территории Российской Федерации, а также мнения ученых относительно их правовой природы. Были рассмотрены примеры действующих экспериментальных правовых режимов. Автором представлены для публичного научного обсуждения уточняющие критерии для отграничения экспериментального правового режима от схожих правовых конструкций. Выводы: экспериментальный правовой режим должен устанавливаться для опытной проверки субъектами предпринимательской деятельности инноваций, которые могут использоваться в их практике. Процесс такой проверки является сложным и многоэтапным, требующим организационных, технических и финансовых затрат.
Экспериментальный правовой режим, пилотный проект, правовой эксперимент, телемедицина, цифровые инновации, технологические инновации, регулятивная песочница
Короткий адрес: https://sciup.org/149150018
IDR: 149150018 | УДК: 34.01 | DOI: 10.15688/lc.jvolsu.2025.4.8
Текст научной статьи Экспериментальный правовой режим: текущее состояние и проблемы
DOI:
Развитие человеческой мысли существенно ускорилось в XXI веке, что приводит к необходимости адаптации новых общественных явлений к уже сложившимся стандартам. Цифровые технологии рассматриваются как двигатель прогресса, в тщательной разработке которых нуждается каждое современное государство. Однако использование цифровых технологий имеет не только положительные стороны, но и сопряжено со значительными рисками безопасности. Для более обоснованной и эффективной реализации цифровых инноваций в обществе российский законодатель предусмотрел возможность создания экспериментальных правовых режимов. Экспериментальный правовой режим является новой правовой конструкцией в современной российской правовой системе. Необходимость прибегнуть к ее использованию возникла в связи с наличием запроса предпринимателей и общества в целом по предоставлению им инструмента для тестирования цифровых инноваций в обороте. Данная потребность наблюдалась не только в Российской Федерации, поэтому многие государства создали аналогичные правовые средства для апробации цифровых инноваций (regulatory sandbox, регулятивные лаборатории и т. д.).
Сущностные аспекты понятия «экспериментальный правовой режим»
Перед российским законодателем стояла задача по созданию правового средства, подобного regulatory sandbox (далее – регулятивная песочница), используемого в зарубежных юрисдикциях. Регулятивная песочница появилась в практике зарубежных государств как инструмент создания благоприятной регулятивной среды при тестировании цифровых инноваций. Первоначально регулятивные песочницы проводились только в финансовой сфере и осуществлялись в контролируемой среде, без привлечения реальных клиентов финансовых услуг. Затем сфера применения регулятивных песочниц расширилась.
Банк России в 2018 г. решил перенять зарубежный опыт и начал запускать собственные регулятивные песочницы. Законодательный акт о введении регулятивных песочниц отсутствовал. В связи со спецификой полномочий Банка России регулятивные песочницы проводились только в финансовой среде. Также регулятивные песочницы не предполагали непосредственного взаимодействия с реальным сектором оказания финансовых услуг, то есть проводились в изолированной среде.
Указанные обстоятельства стали поводом для обсуждения на законодательном уровне инициативы о введении специального закона в данной сфере, который бы регламентировал порядок организации и реализации регулятивных песочниц. При принятии в 2020 г. запланированного закона российский законодатель отказался от термина «регулятивная песочница», прибегнув к термину «экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций». В настоящее время в название закона внесения изменения и рассматриваемый институт называется «экспериментальный правовой режим в сфере цифровых и технологических инноваций».
Кроме того, в российской правовой системе можно обнаружить длительную практику использования правовых экспериментов и пилотных проектов при апробировании того или иного правового решения.
Вышеописанные факторы привели к терминологической путанице не только в законодательной и правоприменительной практике, но и в теоретических кругах. Отсутствие устоявшегося понимания терминов «экспериментальный правовой режим» и «регулятивная песочница» усугубило данную терминологическую проблему. На страницах научных работ можно встретить различные термины, напрямую связанные с экспериментальным правовым режимом: регулятивная песочница, регуляторная песочница, правовой эксперимент, пилот, пилотный проект, правовой эксперимент, правотворческий эксперимент, экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций. Единство мнений относительно соотношения данных понятий не достигнуто.
В научной среде можно встретить различные толкования термина «экспериментальный правовой режим». На наш взгляд, многие ученые затрудняют проблему разграничения явлений при упоминании в рамках одного контекста разных понятий, без уточнения их соотношения. Например, в монографии «Экспериментальное нормотворчество: доктрина, практика, техника» авторского коллектива под руководством О.А. Тарасенко при раскрытии экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций используются термины «правовой эксперимент», «эксперимент», «пилот», «регулятивная песочница» [7, с. 39–53]. Авторы указывают на проблему неупорядоченности законодательных актов, регламентирующих действие экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций. При этом к законам в данной сфере они относят не только те, где упоминается экспериментальный правовой режим, но и Федеральный закон от 24.04.2020 № 122-ФЗ «О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой». Стоит заметить, что данный закон был принят до федеральных законов, вводящих на территории Российской Федерации понятие «экспериментальный правовой режим». Следовательно, его нельзя отнести к законам, устанавливающим правила проведения экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций.
Государственные органы также могут одновременно использовать различные термины в рамках описания экспериментального правового режима. Например, Министерство экономического развития Российской Федерации в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов ставит цель по дальнейшему тестированию возможности введения в гражданский оборот цифровых инноваций при помощи экспериментальных правовых режимов. Констатируется, что на данный момент были введены уже 18 экспериментов [4].
Нами ранее были осуществлены первые шаги на пути выяснения сущности и взаимосвязи понятий «правовой эксперимент», «экспериментальный правовой режим», «пилотный проект» [3]. Был предложен поход, в соответствии с которым данные правовые конструкты различаются по объекту тестирования и его участникам. Экспериментальный правовой режим используется для цифровой трансформации традиционных общественных отношений. Его активные участники – субъекты предпринимательской деятельности, для которых оперативное тестирование возможности внедрения цифровых инноваций в осуществляемую предпринимательскую деятельность является важным драйвером развития рынка. Правовой эксперимент, в узком смысле слова, является правовым средством для апробации нового правового явления, ранее не существовавшего в правовой системе государства. Пилотный проект может использоваться для опытной проверки воздействия цифровых инноваций на гражданский оборот. Но преимущественно государство устанавливает пилотный проект для совершенствования, в том числе путем достижения заданных показателей, общественных сфер социальной направленности. Государству отводится ключевая и активная роль при его организации и проведении.
Как можно заметить, для проведения тестирования возможности использования электронных документов в трудовых правоотношениях законодатель прибег к введению правового эксперимента. Можно предположить, что это было совершено до принятия Федерального закона об экспериментальных правовых режимах. Но и после этого момента учреждаются эксперименты, связанные с цифровизацией традиционных общественных отношений (Постановление Правительства от 11.11.2025 № 1176 «О проведении эксперимента по обеспечению электронного взаимодействия участников процесса перевозок пассажиров автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок», Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 № 823 «О проведении эксперимента по применению электронных навигационных пломб при перевозках во взаимной торговле Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации товаров железнодорожным и (или) автомобильным видами транспорта»). Следовательно, необходимо выявить другие уточняющие признаки экспериментального правового режима для его отграничения от правового эксперимента.
Экспериментальный правовой режим предполагает повышенную заинтересованность в его проведении субъектов предпринимательской деятельности. Они представляют свои инициативные предложения в государственные органы, самостоятельно определяют технологические и организационные аспекты тестирования инноваций. Самостоятельная апробация внедрения таких инноваций в гражданский оборот наталкивается на правовые запреты, возможность привлечения к юридической ответственности. Государство создает благоприятные условия для реализации экспериментального правового режима, но самостоятельно не участвует в технологической составляющей. Формирование комфортных регулятивных условий для опытной проверки не должно приводить к серьезным и обширным изменениям в законодательстве. В связи с этим, в качестве принципов установления экспериментального правового режима в пункте 7 статьи 4 Федерального закона от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых и технологических инноваций в Российской Федерации» закреплен принцип минимизации отступлений от общего регулирования. Вводимые экспериментальные правовые нормы и предполагаемые на основе результатов проведения экспериментального правового режима будущие правотворческие решения не направлены на качественные изменения законодательства. Они ведут к улучшению коли- чественных показателей, не вводя кардинальных преобразований.
Примечательно, что российский законодатель отказался от введения экспериментального правового режима в области правового регулирования цифрового рубля. Особенности внедрения цифрового рубля, возможная реакция населения и последствия не совместимы с концепцией экспериментального правового режима. Правовое регулирование цифрового рубля находится в исключительной компетенции федерального законодателя, поскольку это затрагивает денежную основу конституционного строя.
Одна из точек зрения на содержания экспериментального правового режима заключается в том, чтобы признавать его специальной контролируемой и управляемой площадкой (средой, пространством) для опытной апробации технологических, организационных, правовых, экономических возможностей внедрения в гражданский оборот цифровых и технологических инноваций. К ученым, рассматривающим экспериментальный правовой режим в данном контексте, следует отнести I. Jenik, K. Lauer [8], И.А. Черешневу [5]. Из создания государством особой площадки вытекает, что процесс тестирования – сложный процесс. Он включает в себя комплекс действий субъекта предпринимательской деятельности по созданию, имплементации в деятельности, оценку, возможную доработку инновации и процесса ее использования. Государство устанавливает пределы тестирования.
Ученые рассматривают экспериментальный правовой режим как многогранное явление. Он определяется также как «способ апробации самой процедуры правового экспериментирования» [2, с. 16].
Эксперимент по внедрению электронных документов в трудовые правоотношения не предполагает создание цифровой инновации, требующей длительной и сложной разработки и апробирования. Кроме того, он используется не в предпринимательской деятельности работодателя непосредственно, а в отношениях другого порядка. Следовательно, экспериментальный правовой режим для такой проверки не применим.
Указанные обстоятельства подтверждаются Программой экспериментального пра- вового режима в области телемедицины. Программа определяет наиболее важные условия проведения удаленной консультации (например, сведения, которые должны быть сообщены пациентам, действия при первом обращении, необходимость получения добровольного согласия на медицинское вмешательство, основные требования к медицинской информационной системе). Медицинская организация, действуя в заданных условиях, самостоятельно предпринимает действия по созданию цифровых технологий и внедрению их в деятельность врача.
Также в правовой науке можно отметить тенденцию по расширительному толкованию экспериментального правового режима как любого специального правового регулирования вводимого при проведении правового эксперимента. Д.В. Шахов, характеризуя правовой эксперимент по введению налога для самозанятых, относит его к экспериментальным правовым режимам [6, с. 181]. Однако ученый в заключении приходит к выводу, что экспериментальный правовой режим предназначен для цифровой трансформации общественных отношений. Введение специального налогообложения для самозанятых напрямую не ведет к цифровизации налоговых правоотношений. Полагаем, что экспериментальный правовой режим представляет собой специальный правовой режим, устанавливаемый на временной основе в отношении ограниченного круга лиц и (или) территорий для апробирования возможности безопасного и экономического выгодного применения инноваций в гражданском обороте при активном участии субъектов предпринимательской деятельности. На предпринимательский характер экспериментальных правовых режимов указывает также Е.А. Громова [1, с. 58].
Примеры введенных экспериментальных правовых режимов на территории России
На ноябрь 2025 г. на территории Российской Федерации реализуется три экспериментальных правовых режима в области телемедицинских технологий. Учреждение экспериментальных правовых режимов в области медицинской деятельности находится в ком- петенции Правительства РФ. Его постановлением от 18.07.2023 № 1164 был введен экспериментальный правовой режим, направленный на частичное разрешение врачу корректировать диагноз или назначать дистанционное наблюдение за состоянием здоровья. Тестируемая цифровая инновация, сопряжена с разработкой технической возможности проведения удаленной консультации и дистанционного наблюдения за пациентом. В ходе экспериментального правового режима требуется провести комплексные действия для налаживания использования цифровых технологий для указанных форм взаимодействия врача и пациента.
Также Постановлением Правительства РФ от 09.12.2022 № 2276 был создан экспериментальный правовой режим по использованию персональных медицинских помощников.
Совсем недавно был установлен новый экспериментальный правовой режим для апробирования возможности подписания информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказа от такого вмешательства с использованием электронной графической подписи (Постановление Правительства РФ от 31.10.2025 № 1706). Отличием данного экспериментального режима выступает субъектный состав. Его ключевым участником является Департамент здравоохранения города Москвы. Ему делегированы полномочия по утверждению порядка участия, по отбору медицинских организаций для проведения тестирования.
В рамках развития беспилотного транспорта были введены в действия многочисленные экспериментальные правовые режимы, в том числе на территории отдельных субъектов. Например, экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций «Аэрологистика» (Постановление Правительства РФ от 02.11.2023 № 1840), в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств (Постановление Правительства РФ от 13.11.2025 № 1790), в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем (Постановление Правительства РФ от 16.09.2023 № 1510).
Банк России наделен правом на создание экспериментальных правовых режимов в финансовой сфере. Однако в настоящее время финансовый регулятор таким правом не воспользовался.
Заключение
Рассмотрение изложенного материала позволяет выделить характерные черты экспериментального правового режима. К таким чертам относятся:
-
1. Не предполагает качественного изменения общего регулирования, введения ранее не имевших практики применения в правовой системе правовых институтов.
-
2. Вводится в рамках предпринимательской сферы при активном инициативном участии субъектов предпринимательства.
-
3. Опытная апробация инновации невозможна одномоментно, требуется подготовка плана (проекта) и его длительная реализация.