Креативное предпринимательство на локальной идентичности: от музея чак-чака до татарского интерьерного бренда (Интервью)

Автор: Полосин Д., Полосина Р.

Журнал: Креативные индустрии | Creative Industries R&D @creativejour

Рубрика: РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ. ИНТЕРВЬЮ | REVIEWS. DIGEST. INTERVIEWS

Статья в выпуске: 1 (2), 2025 года.

Бесплатный доступ

Интервью с креативными предпринимателями, основателями Музея чак-чака, студии сувениров «Айда» и татарского интерьерного бренда Tatar Home.

Короткий адрес: https://sciup.org/14134270

IDR: 14134270

Текст статьи Креативное предпринимательство на локальной идентичности: от музея чак-чака до татарского интерьерного бренда (Интервью)

Раушания Полосина, Дмитрий Полосин креативные предприниматели, основатели Музея чак-чака, студии сувениров «Айда» и татарского интерьерного бренда Tatar Home

(г. Казань, Респ. Татарстан)

Музей чак-чака стал вашим первым коммерческим проектом в креативной сфере. Как возникла эта идея и с какими трудностями вам пришлось столкнуться в начале?

Наш предыдущий опыт был в автобизнесе, о креативных индустриях мы не знали ничего. Первым нашим коммерческим проектом в этой сфере стал Музей чак-чака. Вопреки классическому представлению о музеях как коллекции в витринах за стеклом, наш музей – про нематериальное наследие татарского народа. И раз уж это место про традиции, то мы решили делать его в настоящем доме в Старо-Татарской слободе Казани.

Вначале было много опасений: «там нет денег», «рынок падает», «креатив не нужен», «большие инвестиции», «нужен опыт / образование». Причём, это говорили опытные люди в сфере гостеприимства. Действительно, даже если у государственного музея есть соответствующее финансирование (и при этом они часто жалуются на нехватку средств), то частный музей и такого источника ресурсов не имеет. Даже банк нам отказал в кредите на дом, с формулировкой «слишком рискованный бизнес».

Сегодня Ваш Музей — это не только популярное место среди туристов, но и доходный бизнес. Как Вы добились таких результатов и насколько Вам помог предыдущий опыт?

Да, на деле Музей чак-чака оказался доходным. Спрос на «креативные музеи» у туристов растёт, каждый год мы бьём свои же рекорды, несмотря на маленькую площадь музея – за раз он может принять до 30 человек. Причём растёт настолько, что людям сложно попасть в музей. В высокий сезон посещения выкуплены на несколько дней вперёд. При этом мы не тратим денег на рекламу – на нас работает сарафанное радио.

Несколько лет спустя после запуска Музея чак-чака, когда он уже был популярным, друзья продолжали интересоваться нашим источником дохода – никто не думал, что музей может быть прибыльным делом.

Мы порой слышим: «Вот, у меня тоже была идея открыть подобный музей!» Но тут вопрос не в форме, а в содержании – концепции, личности основателей, и душе, которую они вкладывают в это дело. И даже небольшой начальный капитал – 50 000 руб., которые мы заняли у родителей, – даёт такой классный результат. Главные наши ресурсы – это мозги, руки, интуиция и те навыки, которые у нас уже были. Причём именно управленческий опыт из автобизнеса мы не взяли в креативный бизнес, потому что понимали: здесь это не сработает, нужно искать другие методы. Особенно важен навык коммуникации – обо всём со всеми договариваться. А опыт музейной деятельности формировался в процессе и без специального образования.

Расскажите о процессе создания уникального бренда для чак-чака.

Что подтолкнуло Вас к созданию новой студии и расширению линейки сувенирной продукции?

Со временем мы стали больше путешествовать, и музейных сувениров уже было недостаточно – хотелось рассказывать не только о своём музее, но и о Казани, о татарской культуре. Так появилась идея студии «Айда», со слоганом «сувениры не как у всех». Если в музее чак-чак в основе всех продуктов

– татарские традиции, то в «Айда» все существенно шире, здесь и национальная, и локальная идентичность. Все дизайны создаёт Раушания. Некоторые продукты пересекаются с музейными, например, татарская узорная пастила. Ещё Аксаков писал, что «русская пастила – толстая и сладкая, а татарская – тонкая и кислая». Узорами и буквами из пастилы украшали чак-чак. Мы придумали собирать узоры из разных видов пастилы по мотивам казанской узорной кожи, запатентовали эту идею и запустили собственное производство.

Ещё мы очень гордимся шоколадными дверьми в линейке сувениров «Казань, откройся!», для которых в пандемию отсканировали настоящие двери домов города.

Дизайн «Татарское зрение» в виде таблицы для проверки зрения с шестью татарскими буквами, которых нет в русском алфавите, часто помогает нам найти «своих» в других городах и странах – к нам подходят и здороваются (иногда на татарском).

Всего у нас сейчас около 10 линеек дизайна, от татарских слов до, например, татарского супрематизма. Дизайн наносим на открытки, блокноты, магниты, кружки, футболки и толстовки, шоперы и бумажные пакеты, значки и «вкусняшки» (чак-чак, пастила и шоколад).

Прямо из музея и студии «Айда» можно отправить открытки почтой.

Как домашняя атмосфера музея привела к созданию отдельного интерьерного бренда Tatar Home?

Гостям музея настолько по душе наша настоящая, домашняя атмосфера, что они часто спрашивают: «А вы здесь живете?» Почти весь текстиль Рауша-ния шила и вышивала сама, а текстиля в татарском доме очень много: полотенца, салфетки для покрывания еды, скатерти, занавески и фартуки. Особенно гостям нравится её реконструкция исторического золотного полотенца, все чаще они спрашивают, где можно купить такое же. Но мы понимали, что это полотенце может не вписаться в современный интерьер – ведь люди не живут в старинном татарском доме. Мы пробовали представить, как такая вещь может жить в современном интерьере, и поняли, что таким предметам нужна поддержка в виде других предметов в этом же стиле, но более современных, то есть коллекция.

Так появился Tatar Home – интерьерный бренд с татарским характером. Слоган «одень свой дом» идёт от старинной татарской традиции, по которой невеста украшала будущую спальню молодожёнов приданым, бóльшую часть из которого вышивала сама с детства.

Первую коллекцию Tatar Home мы сделали в пастельных тонах в противовес представлению о татарском дизайне как о чем-то ярком, пёстром, «вырви глаз». Мы показали, что предметы интерьера могут быть современными и спокойными, при этом узнаваемо татарскими.

На проект Tatar Home вы получили грант Президентского фонда культурных инициатив. Как влияет получение гранта на развитие креативного проекта?

Мы подаём на грант проекты, которые планируем делать вне зависимости от того, выиграем его или нет, но получение гранта помимо денег даёт ощущение, что в твою идею верят, а вера — это очень важный ресурс в креативных индустриях.