Мимикрия и театральность: семиотическая модель
Бесплатный доступ
Объект статьи: мимикрия и театральность. Предмет статьи: сходство и различие между мимикрией и театральностью. Цель исследования: построение семиотической модели преобразования мимикрии в театральность. Результаты: в мимикрии выделяются три метароли: 1. роль имитатора (англ. mimic), в которой выступает вид, имитирующий другой вид, то есть, изображающий «другого». 2. роль оператора (жертвы обмана - англ. dupe), в которой выступает вид, для которого имитатор притворяется другим видом - играет роль «другого»; 3. роль модели (model). Имитатор подражает сигналам, которые посылает модель. Оператор, будучи врагом имитатора, принимает сигналы имитатора за сигналы модели, становясь жертвой обмана. В общем виде мимикрию можно выразить схемой: «А» выступает перед «В» в роли «С», где «А» - имитатор (mimic), «В» - оператор (dupe) - жертва обмана, «С» - модель (model). Аналогичная схема («А» выступает перед «В» в роли «С») описывает феномен театральности, где «А» - персонаж пьесы (функционально соответствующий «имитатору»), «В» - персонаж зритель, соответствующий «жертве обмана», «С» - другой персонаж, соответствующий «модели». Принципиальное различие между мимикрией и театральностью заключается в том обстоятельстве, что мимикрия основана на сигналах, а театральность - на знаках. Область применения: семиотика, литературоведение. Выводы: Преобразование мимикрии в театральность предполагает: 1) «двумирность» - то есть, пространство, разделенное на две части: обыденное и маркированное; 2) «торможение» автоматической реакции на сигнал в маркированном пространстве.
Мимикрия, театральность, стимул, сигнал, знак, маркированная территория, торможение
Короткий адрес: https://sciup.org/148325600
IDR: 148325600 | DOI: 10.37313/2413-9645-2022-24-87-83-90
Список литературы Мимикрия и театральность: семиотическая модель
- Евреинов, Н. Н. Театр животных // Оригинал о портретистах. — М.: Совпадение, 2005. - 399 с.
- Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике искусства. - С.-Пб., 2002. - 543 с.
- Пимонов, В. Поэтика театральности в творчестве Шекспира. - М.: Флинта, 2020. - 248 с.
- Поршнев, Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии) - М.: Фэри-В, 2006. - 635 с.
- ACS Chemistry for Life. A protein-based COVID-19 vaccine that mimics the shape of the virus. - ACS News Service Weekly PressPac: August 11, 2021.
- Bhattacharya, N. Origin and Evolution of Theatre: A Biological Interpretation. Journal of Studies in Social Sciences. Volume 18, Number 2, 2019.
- Bogatyrev, P. Semiotics in the Folk Theatre. // Matejka L., Titunik I. R. Semiotics in Art: Prague School Contributions. - Cambridge, MIT Press 1976. - 298 p.
- Diamond, E. Mimesis, Mimicry and the "True-Real". Modern Drama. - University of Toronto Press. Vol. 32, number 1, March 1989.
- Eco, U. A Theory of Semiotics. - L.: Indiana University Press, 1976. - 363 p.
- Freedman, L. Strategy. A History. - L.: Oxford, 2013. - 751 р.
- Grammatos, T. Theatricality before the theater. The beginning of theatrical expression / in: Antropoly e Teatro, no. 3 (2012).
- Hurley, S., Chater, N. Perspectives on Imitation: from Neuroscience to Social Science. Vol. X. Imitation, Human Development and Culture. - Cambridge, Massachusets: The MIT Press, 2005.
- Jamie, G. A. Signals, cues and the nature of mimicry. - Proc. Biol. Sci. 2017 Feb 22; 284 (1849).
- NBC News. https://www.nbcnews.com/paris-terror-attacks
- Pasteur, G. A Classificatory Review of Mimicry Systems. Ann. Rev. Ecol. Syst. 1982. 13:169-99.
- Ureña Gómez-Moreno, J.M. The 'Mimic' or 'Mimetic' Octopus? A Cognitive-Semiotic Study of Mimicry and Deception in: Thaumoctopus Mimicus. Biosemiotics. - 2019. -12.
- Veltrusky, Jirí. Man and Object in the Theatre // Garvin, P. A Prague School Reader on Esthetics, Literary Structure and Style. - Washington: George Town U.P., 1964. - 175 p.
- Zaret, T. Inhibition of Cannibalism in Cichla Octllaris and Hypothesis of Predator Mimicry Among South American Fishes. Evolution, 1977 June 31 (2).
- Zenado.org. [Сайт]. - URL: https://zenodo.org/record/6458744#.YzlKLnZBzIU. The broken-wing display across birds and the conditions for its evolution. Francis, C; de Framond, L.; Brumm, H. (дата обращения: 10.10.2022).