Молитва перед сном в Древней Руси: чин мефимона по студийскому Часослову XIV в

Автор: Щепткин Антон Владиславович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Литургика

Статья в выпуске: 3 (92), 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена актуальному для современной теологии вопросу изучения богослужения студийского периода (западными исследователями данный вопрос освоен мало ввиду наличия ключевых источников лишь на славянском языке). Статья содержит анализ чина мефимона (повечерия) по одному из сохранившихся древнерусских студийских Часословов второй половины XIV в., который хранится в Российском Государственном архиве древних актов, в Фонде библиотеки Московской Синодальной типографии (ф. 381), № 47 (в сопоставлении с другими сохранившимися студийскими Часословами). Чин мефимона по описанию Часослова Тип. 47, с одной стороны, вполне лежит в русле студийской традиции (содержит много аналогичных структурных элементов), с другой стороны, имеет ряд распространений и добавлений. В этом Часослове наиболее ясно показаны изменения в чине мефимона в случае праздничного дня (редукция шестопсалмия до 90-го псалма, сокращение комплекса тропарей Невидимых враг). Чин мефимона в Тип. 47 в одной части более краток (отсутствуют длинные молитвы Грядете вси вернии), в другой же более развернут (дополнительная часть с 50-м псалмом). Также он обнаруживает общие черты с традицией свт. Саввы Сербского(обычай пения молебного канона Пресвятой Богородице в конце повечерия). В статье также впервые производится публикация чина мефимона по этому Часослову.

Еще

Древнерусское богослужение, древнерусские часословы, древнерусские богослужебные сборники, российский государственный архив древних актов, часослов тип. 47, студийско-алексиевский устав, дневной богослужебный круг, келейные последования, мефимон, повечерие

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140249037

IDR: 140249037   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10044

Список литературы Молитва перед сном в Древней Руси: чин мефимона по студийскому Часослову XIV в

  • Археогр. 171 - БАН (Библиотека Академии наук). Археогр. 171 (часть богослужебного сборника конца XIV - начала XV в.).
  • Кар. 476 - ИРЛИ (Институт русского языка и литературы). Кар. 476 (часть богослужебного сборника конца XIV - начала XV в.).
  • Соф. 1052 - РНБ (Российская национальная библиотека). Соф. 1052 (богослужебный сборник XIV в.).
  • Соф. 1129 - РНБ. Соф. 1129 (богослужебный сборник XIV в.).
  • F.п.I.73 - РНБ. F.п.I.73 (богослужебный сборник XIV в.).
  • О. п.I.2 - РНБ. О. п.I.2 (Часослов XIV в.).
  • Q.п.I.57 - РНБ. Q.п.I.57 (богослужебный сборник XIII в.).
  • Тип. 46 - РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Тип. 46 (богослужебный сборник второй половины XIV в.).
  • Тип. 47 - РГАДА. Тип. 47 (богослужебный сборник второй половины XIV в.).
  • Тип. 48 - РГАДА. Тип. 48 (богослужебный сборник второй половины XIV в.).
  • Тип. 76 - РГАДА. Тип. 76 (богослужебный сборник, 1313 г.).
  • ЯМЗ 15481 - ЯМЗ (Ярославский музей-заповедник). 15481 (богослужебный сборник XIII в.).
  • Sin. slav 13 - Sin. slav (Синайское собрание рукописей) 13 (богослужебный сборник конца XIII в. - начала XIV в.).
  • Син. 330 - ГИМ. Син. 330 (Студийско-Алексиевский устав).
  • К-5349 - ГТГ (Государственная Третьяковская галерея). К-5349 (Студийско-Алексиевский устав с приложениями).
  • Андреев (2016) - Андреев А. А. Чинопоследование утрени по древнерусским Часословам студийской эпохи // Электронный научный журнал студентов и аспирантов БФ ПСТГУ. № 8. 2016. URL: http://pstgu.ru/download/1482856690.1-15.pdf (дата обращения: 16.04.2020).
  • Юдин (2019) - Далмат (Юдин), иером. Источники монашеской славянской книжности XIII в. по истории чина молитв перед сном // Монашество в истории: Материалы I и II научных конференций (2017-2018). М., 2019. С. 55-62.
  • Дмитриевский (1882) - Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков // Православный собеседник. 1882. Ч. 1. № 2. С. 138-166; № 3. С. 252- 296; Ч. 2. № 9. С. 346-373; Ч. 3. № 10. С. 149-167; № 12. С. 372-394; 1883. Ч. 2. № 7/8. С. 345-374; Ч. 3. № 10. С. 198-229; № 12. С. 470-485.
  • Дмитриевский (1901) - Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2: Εὐχολόγια. Киев, 1901.
  • Желтов, Правдолюбов (2000) - Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви: Х-ХХ вв. // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. РПЦ. С. 485-517.
  • Калаганов, Красноперов (2019) - Калаганов А. А., свящ., Красноперов Д. В., свящ. Краткий исторический очерк чина повечерия // Православная церковная наука: традиции, новации, актуальные контексты: сборник статей по материалам ежегодной научно-богословской конференции (16 мая 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Вып. I. Н. Новгород, 2019. С. 58-62.
  • Настольная книга (1992) - Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1992.
  • Пентковский (2001) - Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции // Журнал Московской Патриархии. М., 2001. № 5. С. 69-80.
  • Слива (1999) - Слива Е. Э. Часословы студийской традиции в славянских списках XIII-XV вв. // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1999. Т. 51. С. 91-106.
  • Коротков (2017) - Феодосий (Коротков), архим. Первоначальный общежительный Устав русских монастырей (дисциплинарная часть Алексеевского Студийского устава по рукописи Синодального собрания ГИМ № 330/380, XII в.). М., 2017.
  • Шугаев (1999) - Шугаев И., свящ. Древнерусские богослужебные сборники XIV в.: Историко-литургический анализ: дисс. … канд. богословия. Сергиев Посад, 1999.
  • Щепёткин (2019) - Щепёткин А. В., диак. Часослов XIV в. (РНБ. Соф. 1129) и соответствующая ему богослужебная традиция // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 3 (27). С. 125-154.
Еще
Статья научная