Мотив блудного сына в сюжете романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»

Автор: Ковалева Татьяна Николаевна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 2 т.19, 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию рецепции и трансформации сюжета евангельской притчи о блудном сыне в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева». В структуре романа «Жизнь Арсеньева» обнаруживаются основные события притчи о блудном сыне: уход из родительского дома - отпадение от Бога; искушения плоти и духа, распутная жизнь, состояние «духовного блуда», духовная смерть; покаяние; возвращение в родительский дом - к Богу, в Дом Отца Небесного. Одним из поворотных событий жизни главного героя романа «Жизнь Арсеньева» является его уход из отчего дома, отличающийся от ухода героя евангельской притчи. Алексей Арсеньев уходит из родного дома не как блудный сын: в его душе сильны искания высших смысла и цели жизни, в его душе с детства живет чувство Бога. Однако юношеская жажда славы и наслаждения жизнью приводит к забвению героем Отца Небесного и погружению в греховную жизнь. Ключевыми мотивами в описании распутной жизни героя являются мотивы чувственности, искушения, соблазна, вожделения, падения, греха, измен ы , прелюбодеяния. Распутная жизнь Арсеньева и стала главной причиной разрушения его отношений с Ликой и ее разрыва с ним. Важнейшее событие евангельской притчи о блудном сыне - раскаяние в своих грехах, покаяние перед отцом и перед Богом - предстает в романе Бунина в трансформированном виде. Поскольку в юности глубокого раскаяния в греховной жизни и покаяния перед Богом Арсеньев еще не пережил, воскресение души и возвращение в Дом Отца Небесного были невозможны. Бунин показывает, что для истинного покаяния и окончательного возвращения нужна будет целая жизнь, и оставляет героя на пути к Богу. В романе Бунина «Жизнь Арсеньева» в наиболее полном виде воссозданы такие события евангельской притчи о блудном сыне, как уход из родительского дома и распутная жизнь, духовная смерть; в сложном трансформированном виде - события раскаяния, покаяния и возвращения к Богу, занявшие всю оставшуюся жизнь героя.

Еще

И. а. бунин, «жизнь арсеньева», евангельская притча, сюжет, мотив, блудный сын, распутная жизнь, покаяние, воскресение, возвращение в дом отца небесного

Короткий адрес: https://sciup.org/147227252

IDR: 147227252   |   DOI: 10.15393/j9.art.2021.9582

Список литературы Мотив блудного сына в сюжете романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»

  • Антоний Сурожский, митрополит. О блудном сыне // Проповеди и беседы. Париж, 1976 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/authors/387.htm (12.03.2020).
  • Бердникова О. А. «Так сладок сердцу Божий мир»: творчество И. Бунина в контексте христианской духовной традиции. Воронеж: Воронеж. обл. тип. — изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2009. 272 с.
  • Габдуллина В. И. Мотив блудного сына в произведениях Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева. Барнаул: БГПУ, 2006. 132 с.
  • Габдуллина В. И. «Блудные дети, двести лет не бывшие дома»: евангельская притча в авторском дискурсе Ф. М. Достоевского. Барнаул: Концепт, 2008. 304 с.
  • Габдуллина В. И. Мотив возвращения блудного сына в романах И. С. Тургенева // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. Вып. 11. С. 135—150 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1431453792.pdf (30.03.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2013.376
  • Габдуллина В. И. Мотив блудного сына в произведениях Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева: в контексте притчи о блудном сыне // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015. №. 2. С. 44—51.
  • Деменева К. А. «Станционный смотритель» А. С. Пушкина и «Старший сын» А. В. Вампилова в контексте притчи о блудном сыне // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015. № 2. С. 44—51.
  • Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004. 560 с.
  • Есаулов И. А. О cокровенном смысле «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. Вып. 10. С. 25—31 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1457947949.pdf (30.03.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2012.336
  • Захаров В. Н. Проблемы исторической поэтики. Этнологические аспекты. М.: Индрик, 2012. 264 с.
  • Захаров В. Н. Идея этнопоэтики в современных исследованиях // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2020. Т. 18. № 3. С. 7—20 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1593805089.pdf (30.03.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2020.8382
  • Ковалева Т. Н. Путь по воле Бога в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Проблемы исторической поэтики. 2017. Т. 15. № 2. С. 127—140 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1499089355.pdf (30.03.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2017.4381
  • Ковалева Т. Н. Мотивы исканий смысла бытия в сюжете романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 1. С. 276—294 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1583139511.pdf (30.03.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2020.7342
  • Мальчукова Т. Г. Евангельская притча о блудном сыне и ее интерпретация в творчестве А. С. Пушкина // Мальчукова Т. Г. Античные и христианские традиции в изображении человека и природы в творчестве А. С. Пушкина. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. 350 c.
  • Пращерук Н. В. «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий»: традиции православия в жизни Алексея Арсеньева // Метафизика И. А. Бунина: сб. науч. тр., посвященный творчеству И. А. Бунина. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2011. Вып. 2. С. 7—15.
  • Пращерук Н. В. Духовное измерение жизни человека: репутация Бунина-художника и реальность текста // Филологический класс. 2019. № 2 (56). С 73—77.
  • Радь Э. А. Притча о блудном сыне: христианский канонический метасюжет и литературное творчество // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. С. 598—604.
  • Радь Э. А. История «блудного сына» в русской литературе. Модификации архетипического сюжета в движении эпох. М.: Флинта: Наука, 2014. 364 с.
  • Середенко И. И. Архетип блудного сына в произведениях русских классиков // Культура и текст. 2005. № 9. С. 16—22.
  • Тюпа В. И. Притча о блудном сыне в контексте «Повестей Белкина» как художественного целого // Болдинские чтения. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1983. С. 67—81.
  • Феофан Затворник. Мысли на каждый день года [Электронный ресурс]. URL: http://kostino.orthodoxy.ru/feofan1.htm (30.03.2020).
  • Чернов А. В. Архетип «блудного сына» в русской литературе XIX века // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: ПетрГУ, 1994. Вып. 3. С. 151—158 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2378 (12.03.2020). DOI: 10.15393/j9.art.1994.2378
  • Черюкина Г. Л. Литературные версии притчи о блудном сыне в романах «Некуда» Н. С. Лескова и «Обрыв» И. А. Гончарова // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск; СПб.: Алетейя, 2011. Вып. 9. С. 114—125 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1430307204.pdf (12.03.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2011.309
  • Чистяков Г. П. Над строками Нового Завета. М.: Истина и жизнь, 2002. 337 с.
Еще
Статья научная