Музыкальная коммуникация в контексте семиотического дискурса
Автор: Диденко Валерий Дмитриевич, Калицкий Виталий Валерьевич
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 8, 2017 года.
Бесплатный доступ
Актуальность статьи заключается в недостаточной изученности музыкальной коммуникации в контексте семиотического дискурса современной философско-эстетической и искусствоведческой мыслью. В исследовании основное внимание сосредоточено на феномене музыкальной речи как универсальной форме мышления человека, которая в условиях современной культуры трансформируется в семиозисное явление. Эстетические принципы музыкального семиозиса являются первым шагом к выяснению эстетики музыкальной знаковости, которые рассматриваются с таких эстетических позиций, как обоснование музыкального семиозиса как структуры эстетического отношения и осознание того, что семиотические измерения семиозиса в музыке предстают как формы музыкально-эстетической коммуникации. Проведен анализ зарубежных и отечественных источников по обозначенной проблеме, выделены фундаментальные основания музыкального семиозиса, показан ряд противоречий в изучении означенной проблематики, что позволяет расширить рамки семиотического подхода к изучению музыкальной коммуникации, а также культуры в целом.
Коммуникация, семиозис, язык, музыкальная речь, музыкальная коммуникация, семиотический дискурс, современная культура
Короткий адрес: https://sciup.org/14941356
IDR: 14941356 | DOI: 10.24158/fik.2017.8.2
Список литературы Музыкальная коммуникация в контексте семиотического дискурса
- Хайдеггер М. Путь к языку//Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления/пер. с нем. В.А. Бибихина. М., 1993. 386 с.
- Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика//Проблемы музыкального мышления. М., 1974. С. 90-123.
- Бенвенист Э. Семиология языка//Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. 446 с.
- Медушевский В.В. Духовный анализ музыки: в 2 ч. 2-е изд. М., 2016. 630 с.
- Morris Ch.W. Esthetics and the Theory of Sign//The Journal of Unified Science (Erkenntnis). 1939. Vol. 8, no. 1-3. P. 131-150.
- Арановский М.Г. Тезисы о музыкальной семантике//Арановский М.Г. Музыкальный текст: структура и свойства. М., 1998. C. 315-345.
- Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М., 1978. 352 с.
- Холопова В.Н. Язык музыкальный и словесный: их системное сопоставление//Слово и музыка. Вып. 36. М., 2002. С. 43-51.
- Шаймухаметова Л.Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: исследование. М., 1999. 311 с.
- Бонфельд М.Ш. Музыка: язык или речь?//Музыкальная коммуникация: сб. науч. тр. Вып. 8. СПб., 1996. С. 15-39.