О генезисе образа шута в повести О. М. Сомова "Гайдамак"

Бесплатный доступ

Традиция изображать шутов как носителей скрытой мудрости и уникальных человеческих качеств имеет богатую историю изучения, однако эта проблема мало исследовалась на материале русской литературы. В статье рассматривается образ шута в повести О. М. Сомова «Гайдамак» и его типологическая параллель с шутом из трагедии У. Шекспира «Король Лир». В ходе анализа сопоставляются образы колоритного шекспировского героя и сомовского Рябко, выявляются связанные с ними сходные сюжеты и мотивы. Образ шута у Шекспира и Сомова отличается от традиционного фольклорного представления в литературе: роль героя расширена и перестает обрамлять сюжет, его действия становятся полноценной движущей силой произведения. Присутствуют также и типичные, связанные с этим образом комические и фарсовые мотивы, однако они вынесены на второй план. Вслед за Шекспиром Сомов видит своего героя остроумным, дерзким и искренним, делает его выразителем народного голоса. При этом Рябко наделен более самоотверженным и чувствительным характером, он обладает абсолютно новыми чертами, чем сильно отличается от шутов в фольклоре или в ренессансной литературе: это философствующий тип личности, чуткой и ироничной, вместе с тем решительной и готовой к отстаиванию своих убеждений.

Еще

Орест сомов, шекспир, шут, романтизм, шекспиризм

Короткий адрес: https://sciup.org/147234607

IDR: 147234607   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2021.643

Список литературы О генезисе образа шута в повести О. М. Сомова "Гайдамак"

  • Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.: Наука, 1967. 454 с.
  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Экс-мо, 2015. 640 с.
  • Вацуро В . Э. Готический роман в России. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 544 с.
  • Веселовский А. H. Избранные статьи. Л.: Худож. лит., 1939. 572 с.
  • Левин Ю. Д. Шекспир и русская литература XIX века. Л.: Наука, 1988. 328 с.
  • Лихачев Д. С. Смех как мировоззрение // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. С. 7-59.
  • Макаров В . С. Мир Шекспира, «новый и неизбежный» (о книге: Шайтанов И. О. «Шекспир») // Вестник Вологодского государственного университета. 2017. № 2 (5). С. 58-61.
  • Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М.: Изд-во РГГУ, 1994. 136 с.
  • Пастуро М. Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 128 с.
  • Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха: Ритуальный смех в фольклоре. М.: Искусство, 1976. 183 с.
  • Сомов О. М. О романтической поэзии // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2 т. М.: Искусство, 1974. Т. 2. С. 545-562.
  • Та й ц И. Идейная и художественная функция шута в комедиях У Шекспира 90-х годов // Шекспировские чтения 1985. М.: Наука, 1987. С. 41-52.
  • Ходанен Л. А., Кронебергер М. А. Герои -разбойники и поэтика «разбойничьих сюжетов» в творчестве А. С. Пушкина // Инновационное развитие науки и образования. Кемерово: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 37-43.
  • Черноземова Е. Н. Шуты и шутовство сквозь эпохи: социальный и эстетический аспекты // Наука и школа. 2019. № 4. С. 20-27.
  • Шайтанов И. О. Речевая стратегия в «Короле Лире» (о путях становления культурной рефлексии) // Studia litterarum. 2019. Т. 2. № 4. С. 108-127.
  • Шекспир и русская культура. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1965. 823 с.
  • Bloom H. Bloom's Shakespeare through the ages: King Lear. New York: Bloom's Literary Criticism, 2008. 368 p.
  • Hutcheon L. A theory of adaptation. New York: Routledge, 2006. 232 p.
  • Mersereau, J. Orest Somov: Russian fiction between romanticism and realism. Michigan, 1989. 169 p.
Еще
Статья научная