О поэтике заглавия рассказа И. С. Шмелева "Лик скрытый"
Автор: Вуколина Юлия Константиновна
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: 1 т.15, 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена поэтике заглавия рассказа И. С. Шмелева «Лик скрытый». Анализируются идейно-тематические аспекты заглавия, раскрывающие художественную структуру данного произведения. Рассказ получил название «Лик скрытый» во второй, финальной, машинописной редакции (в ранней редакции он озаглавлен «Отпуск»). Писатель делает акцент на внутреннем, коренном переломе в сознании главного героя, а не на внешних событиях. Эта интенция реализуется в идейной структуре художественных образов: автор излагает философию героев по принципу «тезис-антитезис-синтез». Однако присутствует и четвертая точка зрения, стоящая над остальными и находящаяся вне этой системы имманентных отношений и теоретических суждений персонажей, - православная. В тексте выявляются несколько семантических уровней образной системы рассказа, которые актуализируются в концептах «лик», «лицо», «личина». Лик скрытый - не что иное, как образ Божий, заключенный в каждом человеке, его истинная, изначальная суть. Таким образом, в заглавии рассказа раскрывается авторская целеустановка Шмелева.
И. с. шмелев, "лик скрытый", история текста, редакции, поэтика заглавия, бытие, быт, лик, лицо
Короткий адрес: https://sciup.org/14749011
IDR: 14749011 | DOI: 10.15393/j9.art.2017.4101
Список литературы О поэтике заглавия рассказа И. С. Шмелева "Лик скрытый"
- Захарова В. Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века. -М.: МПУ, 1993. -162 с.
- Захарова В. Т. Поэтика прозы И. С. Шмелева. -Нижний Новгород: Мининский университет, 2015. -106 с.
- Каскина Ю. У. Философия «великих весов» в рассказе И. С. Шмелева «Лик скрытый»//Поэзия русской жизни в творчестве И. С. Шмелева/под ред. Л. А. Спиридоновой . -М., 2011. -С. 106-113.
- Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла (с приложениями). 1706-1710//Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. -М.: Мысль, 1989. -Т. 4. -С. 49-554.
- Любомудров А. М. Философия и эстетика В. С. Соловьева в художественном мире Ивана Шмелева//Вестник Волгоградского гос. университета. Серия 8. Литературоведение. Журналистика. -2010. -№ 9-8. -C. 22-27.
- Ляпаева Л. В. Структурные особенности рассказа И. Шмелева «Лик скрытый»//В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. -Новосибирск: СибАК, 2012 . -URL: https://sibac.info/conf/philolog/xiii/28564 (10.11.2016).
- Сероштан С. И. Маска и ее место в триаде «лик-лицо-личина»//Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия». -Т. 19 (58). -№ 1. -2006. -Симферополь: Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского. -С. 182-184.
- Спиридонова Л. А. От облика к лику: образ солдата в творчестве И. Шмелева//XII Сургучевские чтения. Литература и журналистика в пламени войны: от Первой Мировой до Великой Победы. -Ставрополь, 2015. -С. 168-174.
- Филат Т. В. Поэтика заглавий прозы И. Шмелева (своеобразие семантики и структуры)//Вiсник Днiпропетровського унiверситету економiки та права iм. Альфреда Нобеля: Серiя «Фiлологiчнi науки». -2011. -С. 112-118.
- Флоренский П. А. Иконостас. Избранные труды по искусству. -СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. -365 с.
- Флоренский П. А. Сочинения: в 2 т. (Репринтное воспроизведение издания 1914 г.). -М.: Правда, 1990. -Т. 1: Столп и утверждение истины. -Часть I. -490 с. (Приложение к журналу «Вопросы философии». Серия «Из истории отечественной философской мысли») . -URL: http://imwerden.de/pdf/florensky_stolp_i_utverzhdenie_istini_1914.pdf (15.10.2016).
- Щенникова Л. П. Ф. Достоевский и И. Шмелев: компаративистический аспект//Вестник СПбГУКИ. -2012. -№4 . -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/f-dostoevskiy-i-i-shmelev-komparativisticheskiy-aspekt (17.09.2016).