Одорическое пространство в художественном тексте: гендерный аспект

Бесплатный доступ

Анализируются различные способы описания реалий действительности через призму запахового восприятия в художественном тексте. Обонятельное восприятие является одним из важнейших этапов деятельности человеческого сознания по освоению предметного мира, которое особым образом воплощается в художественном тексте. В настоящее время интерес к изучению ольфакторного номинативного пространства возрастает. При этом остаются открытыми вопросы о гендерной специфике языкового воплощения запаховых образов. Поэтому в статье на материале мужской прозы XX - начала XXI в. выявляются пути вербализации одорических образов, подробно описываются наиболее частотные объекты, которые трактуются сквозь призму обонятельной перцепции, делаются выводы о значимых для мужского художественного дискурса запаховых признаках. Автор статьи отмечает тот факт, что в выявленных контекстах, содержащих лексему запах, нередко содержится языковая рефлексия по поводу отсутствия адекватной языковой единицы, способной номинировать то, что воспринимается и осмысляется говорящим. Следовательно, в текстах повествователи предпринимают разнообразные попытки замещения осознаваемой словесной лакуны (развернутое комментирование своих ощущений, перечисление запаховых эталонов, ближайших ассоциаций и др.), что в то же время служит инструментом распознавания запаха. Наиболее частотными объектами окружающей действительности, которые попадают в сферу мужского ольфакторного восприятия, являются следующие: человек (преимущественно женщина) и его физиологические особенности; природные явления; реалии предметного мира; абстрактные качества и свойства. В каждой из этих групп контекстов доминируют различные оценочные смыслы, связанные с запахом. Так, описывая запах женщины, повествователь, как правило, выделяет позитивно воспринимаемые ароматы; если же речь идет о физиологически обусловленных запахах, то в таких случаях чаще акцентируется внимание на самых пейоративных (моча, разложение и пр.). В современном мужском художественном дискурсе, в отличие от женского, практически не встретилось описание одорических образов ребенка. Стереотипность и универсальность же проявляется в описании запахов природы. Функции запаховых образов также различны: характеризация пространства, разграничение своего и чужого, маркирование физического состояния субъекта; вербализация чувств и эмоций, их изменения и др. В последнем случае наиболее ярко прослеживается метафорический потенциал одорической лексики, способной выступать не только образным, но и текстообразующим средством.

Еще

Семантика, лексика обонятельного восприятия, художественный текст, гендер

Короткий адрес: https://sciup.org/147219271

IDR: 147219271

Список литературы Одорическое пространство в художественном тексте: гендерный аспект

  • Белецкий А. И. В мастерской художника слова: Сб. тр./Сост. А. Б. Есин. М., 1989. 157 с.
  • Гейко Е. В. Метафорический потенциал компонентов пропозиции обонятельного восприятия//Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. 2014. Вып. 2. С. 144-150.
  • Колупаева А. А. Концепт «запах» и способы его репрезентации в русском языке: Автореф. дис.... канд. филол. наук. Тамбов, 2009. 24 с.
  • Куликова Н. А. Одорический код в художественном тексте: лингвоэвокационное исследование: на материале художественной прозы А. П. Чехова: Дис.... канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 2010. 196 c.
  • Павлова Н. С. Лексика с семой ‘запах' в языке, речи и тексте: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006. 20 с.
  • Риндисбахер Ханс Д. От запаха к слову: моделирование значений в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер»//Ароматы и запахи в культуре: Сб. ст./Сост. О. Б. Вайнштейн. 2-е изд., испр. М.: Новое литературное обозрение, 2010. Кн. 2. С. 579-607.
  • Рогачева Н. А. Ольфакторное пространство поэзии Н. А. Некрасова//Изв. Урал. гос. ун-та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010а. № 3 (78). С. 220-227.
  • Рогачева Н. А.Ольфакторное пространство русской поэзии конца XIX -начала XX в.: проблемы поэтики: Моногр. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2010б. 404 с.
  • Трипольская Т. А. Интерпретационный потенциал концепта «запах»//Новая Россия: новые явления в языке и науке о языке: Материалы Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2005. С. 35-43.
Еще
Статья научная