Онтологическое доказательство бытия бога в русской философии
Автор: Лега Виктор Петрович
Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda
Рубрика: Теология
Статья в выпуске: 2 (10), 2021 года.
Бесплатный доступ
Онтологическое доказательство бытия Бога, впервые предложенное Ансельмом Кентерберийским и получившее развитие в дальнейшей философии, постоянно привлекало внимание различных философов. Основной предмет дискуссии состоял в том, можно ли доказать бытие Божие из понятия о Боге. Русские философы в XIX веке предложили иной подход к этому доказательству. Самым убедительным доказательством существования чего бы то ни было всегда является непосредственный опыт. Доказательство существования бытия Бога тоже можно выстроить на основании опыта - только не внешнего, а внутреннего, исходя из самопознания. К такому выводу приходит епископ Михаил (Грибановский), который даже видит заслугу Канта в том, что он указал на ошибки в традиционном доказательстве. Продолжил ход мысли епископа Михаила С. Л. Франк, который отметил, что все-таки впервые такой метод доказательство Бога, основанный на анализе внутреннего опыта человека, предложил Плотин. В статье проводится краткий анализ рассуждений Плотина, в результате которых он приходит к выводу о существовании божественного мира, постигаемого только умом, с аналогичными рассуждениями С. Л. Франка.
Кант, доказательства бытия бога, плотин, онтологическое доказательство, епископ михаил (грибановский), с. л. франк
Короткий адрес: https://sciup.org/140294889
IDR: 140294889 | DOI: 10.47132/2541-9587_2021_2_47
Список литературы Онтологическое доказательство бытия бога в русской философии
- Августин, блж. О книге Бытия // Его же. Творения: в 4 т. Т. 2. СПб., Киев, 2000.
- Боэций. Против Евтихия и Нестория // Его же. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.
- Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев // Его же. Творения. М., 1845.
- Гегель Г.В. Ф. Философия религии: в 2 т. Т.2 / Общ. ред. А.В. Гулыги; пер. с нем. П. П. Гайденко и др. М.: Мысль, 1977. 573 с.
- Голубинский Ф., прот. Лекции философии. Вып. 4. Умозрительное богословие. М., 1884. 205 с.
- Григорий Богослов, свт. Слово о богословие, 4-е // Его же. Собр. творений: в 2 т. Т. 1. Сергиев Посад, 1994.
- Декарт Р. Первоначала философии // Его же. Сочинения: в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1989.
- Кант И. Критика чистого разума // Его же. Сочинения: в 6 т. Т. 3. М., 1964.
- Лега В. П. История западной философии. М., 2014. Ч. I.
- Лушников Д., свящ. Отношение к критике Кантом доказательств бытия Божия в духовно-академической традиции конца XIX — начала XX вв. Онтологический аргумент // Христианское чтение. 2017. №4. С. 238-252.
- Михаил (Грибановский), еп. Истина бытия Божия. Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью // Богословские труды. № 30. М., 1990. С 5-80.
- Михаил (Грибановский), еп. Лекции по введению в круг богословских наук. Киев: Пролог, 2003. 249 с.
- Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997.
- Франк С. Л. Онтологическое доказательство бытия Бога // Его же. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972.
- Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1999.
- Шеллинг Ф. В .И. Система трансцендентального идеализма // Его же. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1987.
- Юркевич П. Доказательства бытия Божия (Критико-философские отрывки). Киев, 1861.
- Galileo Galilei. Opere. Vol. V. Firenze, 1968.