От целого к части и обратно: герменевтика гендера в компьютерных играх
Автор: Шаев Ю.М.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 12, 2022 года.
Бесплатный доступ
Современные компьютерные игры являются особыми феноменами культуры, которые отражают многие процессы, происходящие в реальном мире. В числе явлений, представленных в рамках пространства компьютерной игры, мы можем найти гендер и гендерные характеристики персонажей игр, которые репрезентируются с помощью нескольких семиотических уровней фиксации: визуального, аудиального, нарративного. Гендерные образы тесно сопряжены с нарративом и смысловым пространством игры. Феноменология гендерных образов, их явленность сознанию игрока соотносятся с герменевтической логикой движения от части к целому и обратно, понимание гендерного образа - со сложностью и конфигурациями нарратива и наоборот. Рассуждая в рамках данной логики, авторы выделяют четыре типа игр в зависимости от сложности (простоты) нарратива и гендерных образов. Делается вывод о разноплановости гендерной проблематики в компьютерных играх, ее соотнесенности с культурной ситуацией и неизбежном выходе в пространство прагматики, которое связано с восприятием игры реципиентом.
Компьютерные игры, гендер, гендерный образ, нарратив, герменевтика гендера, семиотика, знак, герменевтика
Короткий адрес: https://sciup.org/149141924
IDR: 149141924 | DOI: 10.24158/fik.2022.12.17
Список литературы От целого к части и обратно: герменевтика гендера в компьютерных играх
- Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. 367 с.
- Галанина Е.В., Шаев Ю.М. Видеоигры в контексте постнеклассической культуры // Векторы благополучия: экономика и социум. 2020. № 1 (36). С. 22-35.
- Мойжес Л.В. Видеоигры и религия // Видеоигры: введение в исследования. Томск, 2018. С. 238-270.
- Шаев Ю.М. Виртуальный нарратив: топосы, архетипы и акротипы // Видеоигры: введение в исследования. Томск, 2018. С. 185-207.
- Behm-Morawitz E., Mastro D. The Effects of the Sexualization of Female Video Game Characters on Gender Stereotyping and Female Self-Concept // Sex Roles. 2009. Vol. 61, iss. 11-12. P. 808-823.
- Dill K.E., Thill K.P. Video Game Characters and the Socialization of Gender Roles: Young People's Perceptions Mirror Sexist Media Depictions // Sex Roles. 2007. Vol. 57, iss. 11-12. P. 851-864.
- Graner-Ray S.G. Gender Inclusive Game Design. Expanding the Market. Hingham, 2004. 350 р.
- Perreault M.F., Perreault G.P., Jenkins J., Morrison A. Depictions of Female Protagonists in Digital Games // Games and Culture. 2016. Vol. 13, iss. 8. P. 843-860.