Отечественная анималистка как культурный феномен XX века
Автор: Портнова Ирина Васильевна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория культуры
Статья в выпуске: 5 (79), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается отечественная анималистика как отличительное явление XX века, представляя изобразительный и культурный феномен времени. Отмечены предпосылки её активации, связанные со значимостью биологической науки того времени, постановкой насущных вопросов экологии. Такая ситуация привела к изменению мировоззрения во взглядах общества на природу и животный мир. Сами художники излагали точки зрения на мир флоры и фауны, что позволяет выявить систему нравственных ценностей и идеалов человека Нового времени. В их рассуждениях отчётливо звучит авторское начало, личность художника-анималиста, глубоко чувствующего и переживающего «драму» животного мира. Смысл высказываний заключается в обосновании исторической роли животных в развитии цивилизации. Постановка культурологических вопросов важна как в теоретическом плане - для определения места и роли анималистики в отечественной культуре и искусстве, и в практическом - в качестве предпосылки к созданию полноценного художественного образа. Здесь анималистическое искусство продемонстрировало свои изобразительно-выразительные качества, связанные со спецификой жанра. В XX веке анималистика приобретает особый статус, становится популярным искусством и оказывается мобильной в разных видах, вписываясь в концепцию художественных стилевых направлений второй половины XX века. to the importance of biological science of the time, pressing environmental issues. This situation has led to changing attitudes in the views of society on nature and wildlife. The artists themselves expressed the point of view of the flora and fauna that allows to identify a system of moral values and ideals of the New age. Their reasoning sounds distinctly creative personality of the artist-animal painter, deeply feeling and experiencing the “drama” of the animal world. The meaning of statements is to justify the historical role of animals in the development of civilization. Staging cultural issues are important in theoretical terms to define the place and role of animals in Russian culture and art, and practical - as a prerequisite to the creation of a complete artistic image. Here animal art demonstrated their descriptive and expressive qualities, related to specific aspects of the genre. In the twentieth century, the animal acquires a special status, becoming a popular art and is mobile in different types fitting in the concept of artistic styles of the second half of the twentieth century.
Феномен, животный мир, культура, природа, век, анималистический жанр, наука, биология, образ, наследие, стиль
Короткий адрес: https://sciup.org/144161103
IDR: 144161103
Список литературы Отечественная анималистка как культурный феномен XX века
- Алексеев Б. Выставка художников-анималистов // Искусство. 1939. № 5. С. 127-131.
- Бакушинский А. В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды / [авт. вступит. статьи И. А. Либерфорт и др.]. Москва: Советский художник, 1981. 351 с.
- Бакушинский А. В. Современная русская скульптура // Искусство. 1927. № 3.
- Ватагин В. А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи / сост. И. В. Ватагиной. Москва: Советский художник, 1980. 213 с.
- Ватагин В. А. Изображение животного: записки анималиста. Москва, 1957. 170 с.