Поэтика импрессионизма во французской и русской лирике конца XIX - начала ХХ веков (на материале творчества П. Верлена и М. Волошина)

Автор: Латухина Анна Леонидовна, Маринина Юлия Анатольевна

Журнал: Научный диалог @nauka-dialog

Статья в выпуске: 7 (79), 2018 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются вопросы взаимодействия импрессионизма и символизма во французской и русской поэзии конца XIX - начала ХХ веков. В творчестве Поля Верлена показано проявление таких черт импрессионизма, как изображение слияния человека и природы (субъекта и объекта изображения), внимание к оттенкам чувств и настроений, суггестивность, синестезия, музыкальность. Доказывается, что, наряду с этими особенностями, мифологические аллюзии, отсылки к иным культурным эпохам и стремление к универсальности свидетельствуют о символистских тенденциях в его творчестве. Авторы приходят к выводу, что соединение импрессионизма и символизма обнаруживается и в жанре «пейзажа души», автором которого является Верлен. Отмечается, что последователем Верлена в русской поэзии стал М. Волошин. Исследуется проблема влияния французской поэзии на русскую литературу начала ХХ века, в частности, на творчество М. Волошина. Авторами рассматриваются как теоретические работы самого поэта, в которых он осмысливает синтез символизма и импрессионизма во французской литературе, давая определение новому типу художественного сознания «нео-реализм», так и циклы стихотворений «Киммерийские сумерки» и «Киммерийская весна», в которых обнаруживаются тенденции символико-импрессионистической поэтики.

Еще

Импрессионизм, символизм, пейзаж, русская литература, французская литература, неореализм, поэтика, музыкальность, звукопись

Короткий адрес: https://sciup.org/14957058

IDR: 14957058   |   DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-177-190

Список литературы Поэтика импрессионизма во французской и русской лирике конца XIX - начала ХХ веков (на материале творчества П. Верлена и М. Волошина)

  • Верлен П. Стихотворения: в 2 т./П. Верлен; отв.ред. В. Е. Багно. -Санкт-Петербург: Наука, -2014. -Т. 1 -776 с; -Т. 2. -524 с.
  • Волошин М. Из литературного наследия/М. Волошин. Т. 1. -Санкт-Петербург: Наука, 1991. -335 c.
  • Волошин М. Лики творчества/М. Волошин. -Ленинград: Наука, 1989. -848 с.
  • Волошин М. Собрание сочинений. В 13 томах. (17 кн.)/М. Волошин; сост: В. П. Купченко, А. В. Лавров. -Москва: Эллис Лак, 2003-2015. -Т. 1. -608 с. -Т. 7. -768 с.
  • Verlain P. Верлен П. Стихотворения (на французском языке)/П. Верлен. -Москва: Прогресс, 1977. -320 с.
  • Алпатов М. В. Поэтика импрессионизма/М. В. Алпатов//Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусств: Избранные искусствоведческие работы. -Москва: Советский художник, 1979. -С. 124-125.
  • Андреев Л. Г. Импрессионизм/Л. Г. Андреев. -Москва: Гелеос, 2005. -320 с.
  • Брюсов В. Я. Волошин/В. Я Брюсов//Брюсов В. Я. Собрание сочинений: В 7 т. -Москва: Худ. литература, 1975. -Т. 6. -С. 340-356.
  • Дьякова М. Г. Импрессионизм: философская концепция и бытие в культуре: диссертация … кандидата культурологи: 24.00.04/М. Г. Дьякова. -Саранск, 1998. -142 с.
  • Евнина Е. Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развития во французской прозе конца ХIХ и начала ХХ века/Е. Евнина//Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. -Москва: Искусство, 1975. -С. 260-261.
  • Захарова В. Т. Проза Ив. Бунина: аспекты поэтики: монография/В. Т. Захарова. -Нижний Новгород: НГПУ, 2013. -111 с.
  • Захарова В. Т. Цвет, свет и тьма в нарративной системе горьковского цикла «По Руси» /В. Т. Захарова, Л. К. Оляндэр//Вестник Мининского университета. -2015. -№ 4. -Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/97
  • Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870-1900/В. А. Крючкова. -Москва: Изобразит. искусство, 1994. -269 с.
  • Латухина А. Л. Рецепция творчества французских символистов в «Ликах творчества» М. Волошина/А. Л. Латухина//Русско-зарубежные литературные связи: Межвузовский сборник научных статей. Выпуск VI. -Нижний Новгород: Мининский университет, 2014. -С. 125-130.
  • Минералова И. Г. Русская литература Серебряного века: поэтика символизма/И. Г. Минералова. -Москва: Флинта: Наука, 2008. -272 с.
  • Озеров Л. М. Волошин, увиденный его современниками/Л. М. Озеров//Воспоминания о М. Волошине. -Москва: Советский писатель, 1990. -С. 1-6.
  • Пинаев С. М. «Близкий всем, всему чужой…» Максимилиан Волошин в историко-культурном контексте Серебряного века: монография/С. М. Пинаев. -Москва: РУДН, 2009. -343 с.
  • «…Темой моей является Россия»: Максимилиан Волошин и Евгений Ланн: Письма. Документы. Материалы. -Москва: Дом-музей М. Цветаевой, 2007. -216 с.
  • Федотова В. Е. Становление импрессионизма в поэзии П. Верлена: диссертация … кандидата филологических наук: 10.01.03/В. Е. Федотова. -Саратов, 2004. -195 с.
  • Nadal O. Paul Verlaine/O. Nadal. -Paris: Mercure de France, 1961. -168 p.
Еще
Статья научная