Радикальная ортодоксия: первая философия в "постхристианском мире"

Бесплатный доступ

Теологический поворот является значительным недавним этапом в развитии европейской философии, которая использует религиозные концепции для разрешения кризиса постмодернистской культуры. Ее наиболее активные участники являются частью движения, основанного Джоном Милбанком, под названием «Радикальная ортодоксия». И постмодернизм, и эти мыслители противостоят принципам Просвещения и рассматривают его претензию на «объективное знание» как сокрытие ложных богов под предположительно нейтральными трансцендентными заявлениями. Вслед за постмодернизмом и многими православными богословами XIX и XX вв., Радикальная ортодоксия сосредоточена на определении того момента, когда западная философия свернула с правильного пути. Эта статья сопоставляет исторический подход Радикальной ортодоксии с воззрениями таких мыслителей, как Владимир Соловьев, Владимир Лосский, Анри де Любак, Иоанн Романидес и другие. Здесь мы пытаемся определить их разные богословские концепции: 1) природы человеческого разума, и 2) того, как он может приблизиться к Богу. Как тогда христианские мыслители могут получить научные знания? Мы заключаем, что каппадокийские отцы с их уверенностью в человеческом разуме и трезвенным аскетизмом могут предложить новый подход к миру, в котором мы вновь оказались в окружении языческих воззрений, к миру, который создали мы сами.

Еще

Богословие познания, эпистемология, естественное богословие, радикальное православие, патристика, постмодернизм, блаж. августин, св. григорий нисский, джон милбанк, иоанн дунс скот, фома аквинский

Короткий адрес: https://sciup.org/140294827

IDR: 140294827   |   DOI: 10.24411/2541-9587-2019-10011

Список литературы Радикальная ортодоксия: первая философия в "постхристианском мире"

  • Augustinus, S. Confessionum Libri Tredecim / Documenta catholica omnia. De ecclesiae patribus doctoribusque. Augustinus, Sanctus [0354-0430]. См. Исповедь / пер. М. Е. Сергеенко. СПб.: Наука, 2013.
  • Augustinus, S. Contra Academicos / Documenta catholica omnia. De ecclesiae patribus doctoribusque. Augustinus, Sanctus [0354-0430]. пер. на англ. яз. Mary Patricia (Garvey) / Mediaeval texts in translation № 2. Milwaukee: Marquette University, 1957.
  • Augustinus, S. De trinitate / Documenta catholica omnia. De ecclesiae patribus doctoribusque. Augustinus, Sanctus [0354-0430]. Migne PL 42. col. 819-1098.
  • Gregorius Nyssenus, S. Contra Eunomium / Apo^oi x^^ niax^^ — ¥пф1акг| naxpo^oyia. Jaeger W., G. Heil, H. Langerbeck. Gregorii Nysseni opera. Leiden: Brill, 1960. V. 1. Migne PG 45. col. 244-1121. Пер. на рус. яз. Творения святого Григория Нисского, T.V.M.: В. Готье, 1863.
  • Gregorius Nyssenus, S. Dialogus de anima et resurrection. Migne PG 46. col. 12-160.
  • Gregorius Nyssenus, S. Vita Moysis / Apo^oi x^^ niax^^ — Т^ф1ак| naxpo^oyia. Migne PG 45.
  • Joannes Scotus Eriugena. Peri physeon merismou id est de divisione naturae libri quinque / Documenta catholica omnia. De Scriptoribus Ecclesiae Relatis. Joannes Scotus Erigena [815-877]. Migne PL № 122. 439-1022D.
  • БелжеларскийЕ.А. Истоки и смысл имманентистского дискурса в контексте радикальной ортодоксии Джона Милбанка // Вестник РХГА. 2017. № 1. C. 194-203.
  • Богословие творения / ред.: А. Бодров, М. Толстолуженко. М.: ББИ, 2013.
  • Давыдов О. Радикальная ортодоксия: в поисках нового языка богословия // Страницы: богословие, культура, образование. 2018. Т. 22. № 2. С. 181-190.
  • Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя / Пер. О. В. Алиевой. М.: 2014.
  • Копейкин К., прот. Богословие творения и проблема интерпретации теоретической физики // Богословие творения / под ред. А. Бодрова, М. Толстолуженко. М.: ББИ, 2013. С. 155-178.
  • Копейкин К., прот. Что есть реальность? Размышляя над произведениями Эрвина Шрёдингера. СПб.: СПбГУ, 2014.
  • Костромин K., прот. Стили православного богословия ХХ века. К оценке трудов архиепископа Михаила (Мудьюгина) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2017 № 1 С. 25-38.
  • Кырлежев А. Джон Милбанк: разум по ту сторону секулярного // Логос. 2008. № 4(67). C. 29-32.
  • Легеев М., свящ. Предание и антипредание // Христианское чтение. 2017. № 4. С. 44-54.
  • Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: СЭИ, 1991.
  • Лосский В.Н. Элементы отрицательного богословия у блаженного Августина // Богословие и Боговидение. М.: Свято-Владимирское Братство, 2000.
  • Нестерук А. Логос и космос. Богословие, наука и православное предание / Пер. М. Карпец. М.: ББИ, 2006.
  • Серафим (Роуз), иером. Место блаженного Августина в Православной Церкви / Православная библиотека. Золотой Корабль, 2011.
  • Соловьев В.С. Кризис западной философии: Против позитивистов. М.: Университетская тип., 1874.
  • Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. Н. А. Садовского. М.: Прогресс, 1965.
  • ЩипковД.А. «Радикальная Ортодоксия» (Критический анализ): дис. канд. филос. наук. СПб.: СПбГУ, 2004.
  • Aulen G. Christus Victor: An Historical Study of the Three Main Types of the Idea of Atonement / trans. A. G. Hebert. New York: Macmillan, 1951.
  • Bacon F. Of the Proficience and Advancement of Learning, Divine and Human. London: J. F. Dove, 1828.
  • Demacopoulos G.E., Papanikolaou A. Orthodox readings of Augustine. New York: St. Vladimir's Seminary, 2008.
  • Heers P. The Ecclesiological Renovation of Vatican II. Simpsonville, South Carolina: Uncut Mountain Press, 2015.
  • John Scottus Eriugena. Influence. URL: https://orthodoxwiki.org/John_Scottus_ Eriugena#Influence (дата обращения 16.06.19).
  • Lubac H. de Surnaturel. Études historiques. Paris: Auber, 1946.
  • Marion J.-L. Au lieu de soi: l'approche de saint Augustin. Paris: Presses universitaires de France, 2012.
  • Marion J.-L. Etant donné essai d'une phénoménologie de la donation. Paris: Presses universitaires de France, 2013.
  • Marion J.-L. God Without Being / trans. T. A. Carlson. Hors-Texte, 2004.
  • Milbank J. Theology and social theory: Beyond secular reason. Oxford: Blackwell, 2001.
  • Nicolaidis E., Emanuel, S. Science and Eastern Orthodoxy: From the Greek Fathers to the Age of Globalization. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2011.
  • Pelikan J. Christianity and classical culture: the metamorphosis of natural theology in the Christian encounter with Hellenism. New Haven, CT: Yale University Press, 1993.
  • Pickstock, C. After writing: on the liturgical consummation of philosophy. Oxford, UK: Blackwell Publishers, 2015.
  • Post-secular philosophy: between philosophy and theology / Ed. by P. Blond. London: Routledge, 1998.
  • Romanides J. S. Patristic Theology / Trans. by Alexos (Trader), heirom. Simpsonville, South Carolina: Uncut Mountain Press, 2007.
  • SchneiderC. Encounter Between Eastern Orthodoxy and Radical Orthodoxy: Transfiguring the World Through the Word / Ed by A. Pabst. Farnham: Ashgate, 2009.
  • Science and the Eastern Orthodox Church / Ed. by Woloschak G., Buxhoeveden D. London: Taylor and Francis, 2016.
  • Smith J. K. A. Desiring the Kingdom: Worship, Worldview, and Cultural Formation. Grand Rapids: Baker Academic, 2011.
  • Smith J.K. A. Introducing Radical Orthodoxy: Mapping a Post-secular Theology. Grand Rapids: Baker, 2004.
  • SmithJ.K. A.Awaiting the King: Reforming Public Theology. Grand Rapids: Baker Academic, 2017.
  • Smith J. K. A. Imagining the Kingdom: How Worship Work. Grand Rapids: Baker Academic, 2013.
  • The Jesuits: Cultures, Sciences, and the Arts, 1540-1773 / Ed. by J. W. O'Malley, G. A. Bailey, S. J. Harris, T. F. Kennedy. Toronto: University of Toronto Press, 2000.
Еще
Статья научная