Риски реформирования государственной социальной и экономической политики в современной России

Автор: Усманова Заира Романовна, Шашенков Александр Олегович, Воропанов Сергей Александрович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Позиция

Статья в выпуске: 4, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты исследования, проведенного группой молодых ученых в рамках проекта «Социально-экономическое неравенство в России: тенденции и адаптация успешных зарубежных практик по преодолению/смягчению бедности». Часть исследования посвящена проблемам реформирования государственной социальной и экономической политики в России, а также возможностям преодоления негативных практик. Предложенные в статье группы факторов риска выявлены и заложены в компаративную матрицу, позволяющую качественно оценить взаимосвязь и взаимозависимость социальных, экономических, политических, правовых, демографических, экологических, информационных трансформаций. Составленная авторами схема характеризуется аналитическим синергизмом и эмерджентностью. В качестве выводов установлено, что большинство рисков находятся в состоянии взаимовлияния и взаимозависимости. В связи с этим социально-экономические меры должны быть гармонизированы и сращены практически со всеми направлениями деятельности государства.

Еще

Бедность, социальная эксклюзия, социальная политика, экономическая политика, политические реформы, риски

Короткий адрес: https://sciup.org/170171177

IDR: 170171177   |   DOI: 10.31171/vlast.v28i4.7410

Текст научной статьи Риски реформирования государственной социальной и экономической политики в современной России

Актуальность исследования. В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве одной из национальных целей обозначено двукратное снижение бедности1. Проблема бедности и значительного разрыва в доходах беднейших и богатейших слоев общества актуальна практически во всех странах мира. Большинство из них во главу национальной политики ставят цели экономического развития и построения социального государства. Существуют как умеренные, так и радикальные прогнозы, по которым природные, техногенные, гуманитарные катастрофы и эпидемии, а также последующие за ними эконо- мические и политические кризисы в дальнейшем усугубят проблему бедности и социально-экономического расслоения в мире. Для России, которая весь период своего постсоветского существования борется с бедностью, эта проблема в настоящее время в очередной раз стала острой, особенно в контексте необходимости оценки возможных рисков социально-экономического реформирования. Последнее десятилетие для нашей страны характеризуется противоречивыми реформами, ухудшением макроэкономических и геополитических условий, которые препятствуют усилиям государства в борьбе с бедностью и расслоением общества.

Методология исследования. Целью исследования является выявление и группировка основных рисков, которые могут повлиять на эффективность реализации социально-экономических реформ в России в настоящее время. В рамках нашего исследования под риском мы понимаем вероятность нарушения нормального развития, а также препятствия для реализации целей, задач и гарантий социальной, экономической, информационной, экологической, инновационной политики, в т.ч. кризис правового государства, высокий уровень коррупции на всех уровнях власти, дезорганизацию административной системы. На наш взгляд, указанные тенденции в силу действия закона эмерджентности систем могут влиять друг на друга и усиливать непредсказуемость характера развития событий. Также мы исходим из того, что взаимовлияние сразу нескольких кризисных явлений в различных сферах (не всегда одного порядка) с большой долей вероятности может привести к политическим рискам – системному кризису власти, дестабилизации общественных отношений, всплеску преступности, углублению социального расслоения, протестным акциям.

В данной статье представлен метод матричной компаративной группировки возможных рисков проведения реформ, представленный авторской матрицей рисков реформирования государственной социальной и экономической политики в области снижения бедности и преодоления социально-экономического неравенства в Российской Федерации. Группируя факторы риска, обоснованные российскими учеными в различных исследованиях, мы исходим из предположения, что одни и те же риски могут синергично влиять на разные процессы: последовательные, параллельные, дискретные, взаимосвязанные. При этом предложенную матрицу характеризуют синергизм и эмерджентность, что позволяет сделать вывод о необходимости разработки превентивных мер в отношении всех групп рисков, а также готовности к «кризисному государственному управлению» при их наступлении.

С целью операционализации понятийного аппарата исследования необходимо уточнить, что под социальной политикой в данной статье мы понимаем разработку и реализацию государством комплекса мер по поддержке социально незащищенных групп населения и предотвращение попадания в их ряды граждан, составляющих группу риска бедности и неблагополучия (например, членов многодетных семей и т.п.). Реализуя меры социальной политики, государство остается гарантом (хотя не исключено участие в подобной деятельности общественных структур и благотворителей) в области создания условий для всестороннего развития личности, равного доступа к благам, гармоничных взаимоотношений социальных классов и минимизации конфликтов, обеспечения социальной справедливости, особенно для групп, составляющих риск бедности и неравенства1. Под экономической политикой мы понимаем деятельность государства, связанную с разработкой и реализацией комплекса мер по поддержке хозяйствующих субъектов всех форм собственности, а именно создание правовых, бюрократических и иных регуляторных условий для укрепления и роста национальной экономики1. При этом любая реформа как поступательное движение к изменению параметров системы, трансформации регуляторных условий, правил взаимодействия субъектов может привести как к изменению системы, так и к ее разрушению. Именно поэтому обращение к проблеме риска имеет большое значение для политического прогнозирования и сценарирова-ния с целью проработки и оценки возможностей предупреждения негативных тенденций либо борьбы с их последствиями.

Результаты исследования. В этой части статьи мы кратко опишем некоторые группы рисков и факторы, обусловливающие их. Первая группа – социальные риски, которые, по утверждению В.А. Лапшова, связаны с ситуацией неопределенности в обществе и слабой эффективностью государственной социальной политики [Лапшов 2018]. К факторам, которые могут составлять риск слабой или неэффективной реализации социальных мер, можно отнести: проблемы развития ЖКХ; проблемы развития системы образования [Лоскутова, Синяев 2019]; проблемы системы здравоохранения (и с некоторыми из них российское государство столкнулось уже сейчас, в условиях пандемии2); сложности с повышением качества жизни [Соболь 2018]; трудности с обеспечением населения жильем [Ярных, Агентова, Барш 2019]; отсутствие базы для повышения заработных плат3; невозможность решения проблемы бедности пенсионеров4; затруднения с модернизацией социальной сферы [Корф 2017]; экологические риски в контексте социальной политики [Порфирьев 2019; Кожевников, Лебедева 2019]; систематический рост негативных ожиданий и упадок социальных настроений в российском обществе.

На наш взгляд, высокие оценочные риски и негативные ожидания российского общества связаны со спецификой современной политико-культурной трансформации в нашей стране. Наблюдая в настоящее время достаточно взвешенное нормотворчество в области социальных программ, мы сталкивается с системным кризисом административно-управленческого аппарата, высоким уровнем коррупции. На наш взгляд, научные выводы, полученные доктором экономических наук Т.В. Чубаровой и кандидатом экономических наук Е.Е. Шестаковой (Институт экономики РАН), имеют большое значение для понимания проблемы рисков социальной политики в России. Ученые особо выделяют функции государства, которые необходимо реализовать, чтобы минимизировать структурные социальные риски [Чубарова, Шестакова 2018]. Мы бы добавили некоторые значимые идеи: так, распад семьи разрушает традиционные домохозяйства, и женщины с детьми, даже при условии их занятости, пополняют ряды бедных; офисные работники, ввиду автоматизации и цифровизации процессов, получают невысокие зарплаты, и сам рынок труда менеджеров низшего звена переполнен; встает вопрос о переквалификации персонала и «смерти» многих профессий в ближайшем будущем; автоматизация производства и сельского хозяйства ставит вопрос о «вымирании» целого спектра рабочих специальностей; урбанизация влечет риски криминализации сельских местностей и т.д. В таком случае необходимо понимать социальную политику как риск-менеджмент, или предупреждение социальных рисков, что предполагает работу не только с категориями бедных, но и с категориями риска бедности.

Вторая, особая группа – информационные риски. В классической экономике они не рассматривались как существенные, но в условиях постиндустриального общества «виртуальные» риски стали основополагающими. С помощью технологий манипулирования информацией, особенно посредством цифровых средств коммуникации, можно управлять целой индустрией (от развязывания соляного кризиса1 до торговых войн). Современные коммуникативные технологии напрямую влияют на характер взаимодействия общества и власти, они могут как способствовать стабилизации общественно-политических отношений, так и стимулировать высокие риски (эффект «распыленной власти»). Среди рисков информационного общества М.А. Лимонова и М.В. Синяев выделяют: подмену информированием реальной деятельности властей; выделение социальных благ государством в ответ на угрозу дестабилизации, а не в рамках системной работы; зависимость в принятии властных решений от «кричащего меньшинства» [Лимонова, Синяев 2019]. Информационные риски связаны с высоким уровнем конфликтности общества так же, как и с высокой возможностью достижения согласия, и победа одной или другой парадигмы всецело зависит от государственного управления информационными потоками, т.е. государственной информационной политики. Мы имеем в виду борьбу государства с fake news – незаконным контентом, информацией, разжигающей конфликты, заведомо ложной и вводящей в заблуждение, а также формирование потоков объективной информации по всем темам, интересующим общество.

Что касается политических, финансово-экономических, экологических и правовых факторов риска, то они будут подробно описаны в серии последующих статей по результатам исследования.

Выводы. Проанализировав комплекс проблем, которые составляют риски реформирования социальной и экономической политики в России, можно заключить, что государству необходимо заниматься предупреждением рисков. Мерой превенции служит социальная ответственность власти и бизнеса, т.е. установление пределов перераспределения благ и учет интересов всех слоев общества на основе принципов солидарности. Также матричный анализ наглядно показывает, как все риски связаны между собой. Наступление одних рисковых условий может повлечь усиление вероятности наступления других рисков. Поэтому государству надо смотреть на проблему рисков комплексно, а бюрократической прослойке управленцев быть готовыми к кризисному управлению. Также матричный анализ показал, что одни и те же риски усиливаются с точки зрения вероятности и величины последствий в зависимости от мягкости и жесткости реформ. При этом неопределенность прогнозирования, о которой пишут многие ученые – экономисты, социологи, политологи, свидетельствует о том, что нельзя с высокой точностью ожидать более или менее значительного эффекта от внедрения конкретных мер государственной политики по борьбе с

Таблица 1

Матрица рисков реформирования государственной социальной и экономической политики в области снижения бедности и преодоления социально-экономического неравенства в Российской Федерации 1

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет средств Научного фонда по заданию Финуниверситета.

Список литературы Риски реформирования государственной социальной и экономической политики в современной России

  • Кожевников С.А., Лебедева М.А. 2019. Проблемы перехода к зеленой экономике в регионе (на материалах Европейского Севера России). - Проблемы развития территории. № 4(102). С. 72-87
  • Корф В.И. 2017. Управление рисками в сфере социальной защиты населения. - ВЭПС. № 1. С. 146-149
  • Лапшов В.А. 2018. Риски социальной политики в современном российском обществе. - Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. № 3 (806). С. 178-189
  • Лимонова М.А., Синяев М.В. 2019. Риски становления социального государства в РФвусловиях современных технологий организации взаимодействия власти и населения. - Общество: социология, психология, педагогика. № 7. С. 35-43
  • Лоскутова И.М., Синяев М.В. 2019. Соотношение традиционных и новых социально-политических рисков в процессе становления социального государства и реформирования системы образования в РФ. - Теория и практика общественного развития. № 1(131). С. 13-17
  • Порфирьев Б.Н. 2019. Парадигма низкоуглеродного развития и стратегия снижения рисков климатических изменений для экономики. - Проблемы прогнозирования. № 2(173). С. 3-13
  • Соболь Т.С. 2018. Современный уровень и качество жизни населения России. - Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер.1 Экономика и управление. № 2(25). С. 7-14
  • Чубарова Т.В., Шестакова Е.Е. 2018. Структурные социальные риски как последствия социальной политики современного государства: методологические аспекты. - ВТЭ. № 1(2). С. 89-100
  • Ярных Э.А., Агентова Г.В., Барш Т.И. 2019. Статистическое изучение обеспеченности россиян жильем. - Россия: тенденции и перспективы развития. № 4-1. С. 928-932
Еще
Статья научная