Роль служителей религиозных организаций в процессе социальной адаптации осужденных: социолингвистический подход
Автор: Файзуллина Эльмира Фоатовна
Журнал: Вестник Казанского юридического института МВД России @vestnik-kui-mvd
Рубрика: Уголовное право и криминология
Статья в выпуске: 4 (38), 2019 года.
Бесплатный доступ
Введение: в статье рассматриваются особенности взаимодействия представителей классических религиозных конфессий с исправительными учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России), поднимаются вопросы речевой подготовки религиозных служителей как необходимого компонента их профессиональной деятельности по социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы. Материалы и методы: методический инструментарий исследования включает социологический, статистический, документальный методы, позволившие сформулировать основные выводы. В качестве материалов исследования использованы также статистические данные ФСИН России. Результаты исследования: в статье дан анализ современного состояния взаимодействия учреждений ФСИН России с представителями духовенства, ведущими религиозное просвещение на территории исправительных учреждений, намечены дальнейшие пути по совершенствованию подобной деятельности. Обсуждение и заключения: автор полагает, что благодаря открытому диалогу между религиозными организациями и ФСИН России, тесному взаимодействию возможно достичь целей ресоциализации заключенных: оказания духовной (религиозной) помощи, адаптации к пенитенциарной среде как части процесса ресоциализации.
Коммуникативная компетентность, проповедник, религиозный деятель, речевая подготовка, ресоциализация, осужденные
Короткий адрес: https://sciup.org/142223034
IDR: 142223034 | DOI: 10.24420/KUI.2019.49.41.010
Текст научной статьи Роль служителей религиозных организаций в процессе социальной адаптации осужденных: социолингвистический подход
Сегодня государство видит необходимость в участии священнослужителей в процессе социальной адаптации осужденных, так как на первый план в области исполнения наказаний выдвигаются задачи их исправления и ресоциализации. Отметим, что понятие «ресоциализация» подразумевает содействие человеку в коррекции определенных негативных черт личности, избавление от криминальной субкультуры и содержит в себе потенциал привлечения ресурсов общественных организаций и религиозных объединений, которые являются традиционными для России [1, с. 31].
Религиозное просвещение осужденных осуществляют представители многих религиозных конфессий. По данным ФСИН, «в учреждениях уголовно-исполнительной системы функционируют 1 554 объекта, используемых для проведения религиозных обрядов и церемоний: 1074 – для лиц, исповедующих православие (отдельно стоящие и домовые храмы, часовни, молитвенные комнаты), 406 – для лиц, исповедующих ислам (мечети, молитвенные комнаты), 24 – для лиц, исповедующих буддизм (дуганы, хурулы, дацаны, молитвенные комнаты), 11 – для лиц, исповедующих католицизм (костелы, кирхи, молитвенные комнаты), 17 – для лиц, исповедующих иудаизм (синагоги, молитвенные комнаты), а также 22 религиозных объекта для лиц, представляющих иные религиозные течения»1, что свидетельствует о серьезной работе представителей разных конфессий по духовному окормлению осужденных. Примерно четверть осужденных считает себя верующими людьми, а значит, с ними необходимо проводить просветительскую работу по изучению религии во избежание распространения в исправительных учреждениях радикальных течений [2, с. 62-69]. Религиозные деятели в учреждениях ФСИН России проводят мероприятия духовно-просветительского характера с осужденными, участвуют в организации библиотек, раздают религиозную литературу и предметы религиозного культа. В то же время возникает необходимость в проведении священнослужителями занятий и с сотрудниками самих учреждений в целях изучения особенностей работы с верующими осужденными, изучения основ ислама или православия.
Обзор литературы
Научные исследования, посвященные проблемам ресоциализации заключенных, появились еще в советскую эпоху и принадлежали таким ученым, как А.Л. Ременсон, Н.А. Стручков, Б.С. Утевский и др. Современные подходы к исследуемой проблеме отражены в трудах С.Л. Бабаян [3, с. 14, 4, с. 170-172], В.Е. Бурого [5, с. 219-225], Е.Е. Заври-ной, Г.Н. Чернышова [6, с. 100-103] и др. Каждый из указанных авторов предлагал свое понимание термина «ресоциализация», подразумевая под ним совокупность различных мер воздействия (юридического, медицинского, педагогического, психологического), усвоение новых ценностей, умений, навыков. Вопросы взаимодействия учреждений ФСИН России с представителями духовенства в процессе ресоциализации осужденных в последнее десятилетие стали темой многочисленных круглых столов, научно-практических конференций.
Материалы и методы
Материалом к проведенному исследованию послужили труды по уголовно-исполнительному праву, социологии, психологии, педагогике, а также материалы практики взаимодействия учреждений ФСИН России с религиозными организациями России, в частности с Духовным управлением мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ), Духовным управлением мусульман (ДУМ) Пермского края. При подготовке статьи применялись социологический, статистический, документальный методы.
Результаты исследования
В настоящее время наиболее острый вопрос, возникающий в процессе взаимодействия учреждений исполнения наказаний и представителей духовных организаций, – это, безусловно, вопрос кадров. Например, не все имамы мечетей, служащие в районах, где расположены исправительные учреждения, имеют высшее духовное образование, что является одним из основных критериев к допуску к работе с осужденными. Во многих случаях в исправительные учреждения выезжают представители ДУМ, но, как отмечает А.А. Аблаев, сделать «это непросто, когда расстояние до некоторых исправительных учреждений доходит до 500 км» [7, с. 15].
Недостаточная подготовленность сотрудников как религиозных учреждений, так учреждений исполнения наказания делает воспитательную работу с осужденными малоэффективной2. В Институтах повышения квалификации ФСИН России, МВД России, ведомственных высших учебных заведениях ведется необходимая подготовка по противодействию терроризму и экстремизму. Для религиозных деятелей в Российском исламском институте (Ка- зань), Московском исламском институте ведущими экспертами в сфере мусульманского богословия и исламоведения организованы курсы повышения квалификации, посвященные профилактике экстремизма. Однако большая часть имамов – пожилые люди, которые не всегда имеют возможность посещать такие курсы. При этом все понимают, что работать с осужденными, исповедующими ту или иную религию, должны высокопрофессиональные кадры, особенно это касается осужденных, придерживающихся радикальных взглядов.
Как отметили участники конференции «Роль централизованных мусульманских религиозных организаций в ресоциализации осужденных в местах лишения свободы», проходившей 30-31 мая 2017 года в Российском исламском университете (г. Казань), в учреждениях ФСИН России сегодня читаются лекции о негативном отношении традиционных религий ко всем формам религиозного экстремизма, выявляются причины его распространения. Так, одной из причин, по мнению исследователей, является проявление чрезмерности в исламском вероучении, в основе которой, в первую очередь, лежит отсутствие у людей необходимых знаний. В связи с этим участники конференции предложили создать единый координационный совет для работы по ресоциализации осужденных; разработать единые методические рекомендации как для сотрудников ФСИН России, так и для представителей духовенства, ответственных за ресоциализацию осужденных мусульман; выпустить брошюру «Памятка для верующих, отбывающих наказание», одобренную центральными духовными организациями [8, с. 85]. Только благодаря открытому диалогу между религиозными организациями и ФСИН России, взаимодействию друг с другом возможно достичь ресоциализации заключенных.
В условиях заключения обращение к религии становится своеобразной формой проведения свободного времени. Задача религиозных деятелей, пришедших в учреждения исполнения наказаний, поддержать осужденных на пути исправления, помочь им осознать ошибки, чтобы вернуться в общество духовно здоровым. А сделать это возможно только в том случае, если представители религии обладают рядом коммуникативных компетенций.
Сегодня термин «коммуникация» ученые толкуют по-разному: и как категорию идеалистической философии, обозначающей общение1; и как информационную связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной [9]; и как путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникация) [10]
и т.д. Интересна точка зрения В.П. Конецкой, которая объясняет данное понятие с позиции социокоммуникации. По ее мнению, коммуникация включает в себя три обязательные составляющие:
-
а) средства связи любых объектов материального и духовного мира (средства связи, или коммуникативные средства, различны по своей природе, функциям, строению, а значит, должны быть каким-то образом систематизированы);
-
б) общение – передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация);
-
в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (массовая коммуникация) [11].
Как отмечает Т.А. Симакова, «под коммуникативной компетентностью духовных лиц следует подразумевать владение ими специфическими навыками и умениями, необходимыми для создания разнонаправленного коммуникативного пространства вне границ социального поля граждан, обладающих устойчивой религиозной позицией» [12, с. 135]. Коммуникативная компетентность религиозных деятелей проявляется не только в знании культурных и этических норм и религиозных традиций, но и «значимых обычаев осужденных, понимании скрытых смыслов по опосредованным знакам» [12, с. 135]. В то же время важное значение имеет и умение строить диалог с представителями других конфессий, проводящих духовное окормление осужденных, которое выражается в толерантном отношении к представителям разных религий, в отсутствии какого-либо принуждения и, безусловно, в знании основ других религий.
Обсуждение и заключения
Таким образом, профессиональная подготовка религиозных деятелей, направляемых в места лишения свободы, безусловно, должна включать в себя вопросы коммуникативной подготовки, разнообразие форм и средств общения. Для священнослужителя, приехавшего в учреждение исполнения наказания, проблема устной речевой коммуникации особенно актуальна и значима. Перед заключенными должен выступать прекрасный оратор, формирующий сознание осужденных, распространяющий достоверные знания о религии. Безусловно, имея религиозное образование (образование, основанное на Священном писании), изучив основы вероучения, биографии пророков, морально-этические нормы, правоведение, хорошо зная язык, священнослужитель должен быть осведомлен и в области гуманитарных наук, иметь высокий уровень общего интеллектуального развития. Полагаем, что хорошее знание русского языка как языка межнационального об- щения является одним из обязательных условий при отборе религиозных деятелей для работы с осужденными.
Однако коммуникативная компетентность религиозных деятелей не может заключаться лишь в умении хорошо и правильно говорить. Работа с осужденными требует от священнослужителей и иных умений и навыков. Например, определенных знаний психологии, понимания мотивов поведения субъектов ресоциализации, особенности менталитета. На эффективность работы по социальной адаптации будут влиять многочисленные факторы: социальное происхождение, культурные ценности, разные религиозные убеждения, отсутствие терпимости к представителям других национальностей и религий, узость или ограниченность кругозора. Однако нельзя забывать, что «духовное общение предполагает игнорирование социального статуса, оно более ресурсно в плане ресоциализации, поскольку обращено к духовному началу осужденного, и в значительной мере может компенсировать дефицитную потребность осужденного в глубоко личностном (интимном в определенном смысле) общении в случаях компетентной организации. Такое общение отличает живая суть и высокая гибкость в выборе средств и путей достижения позитивного результата в виде раскаяния и покаяния» [13, c. 118].
Список литературы Роль служителей религиозных организаций в процессе социальной адаптации осужденных: социолингвистический подход
- Ананьев О.Г. Актуальные вопросы применения технологий и программ ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях // Роль централизованных мусульманских религиозных организаций в ресоциализации осужденных в местах лишения свободы: сборник статей всероссийской научно-практической конференции (30-31 мая 2017). Казань: РИИ-ФПИКНиО-ФСИН, 2017. С. 31.
- Усманов И.М., Зиннуров Ф.К. "Зеленая" зона: реальность или провокация (практика противодействия радикализации осужденных в местах лишения свободы в Республике Татарстан) // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. Т. 10, № 1. С. 62-69. DOI: 10.24420/KUI.2019.28.54.010
- Бабаян С.Л. К вопросу о постпенитенциарной ресоциализации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 4 (36). С. 14.
- Бабаян С.Л., Бурмакин Г.А., Габараев А.Ш. Успешная постпенитенциарная ресоциализация как фактор снижения уровня рецидивной преступности среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 6. С. 170-172.
- Бурый В.Е. Влияние адекватной социальным условиям криминологической типологии преступников (осужденных) на эффективность их ресоциализации и социальной адаптации // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25. № 2. С. 219-225.
- Заврина Е.Е., Чернышов Г.Н. Проблема ресоциализации осужденных // Инновационная экономика и право. 2017. № 2 (7). С. 100-103.
- Аблаев А.А. ЦДУМ России в местах лишения свободы // Роль централизованных мусульманских религиозных организаций в ресоциализации осужденных в местах лишения свободы: сборник статей всероссийской научно-практической конференции (30-31 мая 2017 гг.). Казань: РИИ-ФПИКНиО-ФСИН, 2017. С. 15.
- Мусакаев Н.Г. Роль ДУМ Оренбургской области в ресоциализации осужденных в учреждениях УФСИН России по Оренбургской области // Роль централизованных мусульманских религиозных организаций в ресоциализации осужденных в местах лишения свободы: сборник статей всероссийской научно-практической конференции (30-31 мая 2017 гг.). Казань: РИИ-ФПИКНиО-ФСИН, 2017. С. 85.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
- Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Перспектива, 2002. 246 с.
- Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 308 с.
- Симакова Т.А. Коммуникативная компетентность духовенства при проведении профилактики экстремизма и прозелитизма в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология, 2018. № 3. С.135.
- Симакова Т.А. Коммуникативная компетентность духовных лиц, занимающихся ресоциализацией осужденных в местах лишения свободы // Роль централизованных мусульманских религиозных организаций в ресоциализации осужденных в местах лишения свободы: сборник статей всероссийской научно-практической конференции (30-31 мая 2017 гг.). Казань: РИИ-ФПИКНиО-ФСИН, 2017.С. 118.