Семантика восприятия ритмических пульсаций

Автор: Скорик Станислав Олегович

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Психология

Статья в выпуске: 12, 2018 года.

Бесплатный доступ

Исследования семантики восприятия музыки в настоящее время сосредоточены на тональной структуре композиций. Сложность музыкальной композиции как уникального события ограничивает изучение механизмов акустического восприятия, в частности темпорального аспекта. В статье предложен новый метод, основанный на построении примитивных ритмов. Сигналы, выравненные по интенсивности, форме и спектру с длительностью 50, 150 и 300 мсек, разделялись паузами разной длины в пределах от 100 до 2000 мсек. Каждая последовательность циклически формировала примитивный ритм. 39 испытуемых оценивали 45 стимулов по 10 шкалам семантического дифференциала. Большинство субъективных шкал измеряли категории «ожидания - напряжения» и сильно коррелировали между собой и с периодом (темпом). Значимые корреляции со скважностью в основном были несущественны. Зависимость субъективных шкал от периода является нелинейной. Независимо от продолжительности сигнала (т. е. во всех трех сериях) выявлена точка разворота тенденции примерно в 950-1050 мсек, в которой с уменьшением напряжения и с увеличением паузы начинается разнонаправленный тренд с ростом и падением субъективных оценок.

Еще

Ритм, темп, семантический дифференциал, музыкальная психология, восприятие музыки, семантика, психофизика, субъективные шкалы, напряжение

Короткий адрес: https://sciup.org/149133094

IDR: 149133094   |   DOI: 10.24158/spp.2018.12.30

Список литературы Семантика восприятия ритмических пульсаций

  • Кунавин М.А., Соколова Л.В. Пространственная синхронизация биопотенциалов мозга при восприятии мелодического компонента аудиостимулов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Медико-биологические науки». 2014. Вып. 4. C. 32-38.
  • Music and Movement Share a Dynamic Structure that Supports Universal Expressions of Emotion / B. Sievers, L. Polansky, M. Casey, T. Wheatley // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. Vol. 110, no. 1. P. 70-75. DOI: 10.1073/pnas.1209023110
  • Schellenberg E.G., Stalinski S.M., Marks B.M. Memory for Surface Features of Unfamiliar Melodies: Independent Effects of Changes in Pitch and Tempo // Psychological Research. 2014. Vol. 78, no. 1. P. 84-95. -y. DOI: 10.1007/s00426-013-0483
  • Parncutt R. The Emotional Connotations of Major versus Minor Tonality: One or More Origins? // Musicae Scientiae (Journal of the European Society for the Cognitive Sciences of Music). 2014. Vol. 18, no. 3. P. 324-353. DOI: 10.1177/1029864914542842
  • Lehne M., Koelsch S. Toward a General Psychological Model of Tension and Suspense // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. P. 79. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.00079
  • Ресурсный подход к психологии музыки / Н.А. Алмаев, С.О. Скорик, А.А. Медынцев, Ю.В. Бессонова, В.А. Садов, О.В. Мурашева // Нейронаука для медицины и психологии: материалы XIII Международного междисциплинарного конгресса. Судак, 2017. С. 61-62.
Еще
Статья научная