Синкретичные явления в поэзии А. Блока

Автор: Штайн Клара Эрновна, Петренко Денис Иванович

Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology

Статья в выпуске: 1 (33), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается эстетизация языка поэзии А. Блока как способ создания «действенной» художественной формы произведения. Прослеживается основная прагматическая установка символистов как сотворчество художника и читателя. Поэзии А. Блока свойственна такая особенность в наборе грамматических единиц текста, как употребление широкого спектра субстантивов - от узуальных до окказиональных. Поэтому, оперируя языком как классификационной сущностью, художник может отобразить дополнительность и неопределенность в восприятии явлений мира через неоднозначные синкретичные языковые единицы. Поэтический текст способен «оживить» во внутренней форме субстантива все предшествующие свойства, которые начинают «работать» в равной степени с текстовыми значениями субстантива. Субстантив не только «хранит» в своей внутренней форме всю систему предшествующих преобразований, но и в соответствующих контекстах обладает свойством воспроизвести их через отношения дополнительности, т. е. равноправного проявления взаимоисключающих свойств. Субстантивы как синкретичные языковые средства - неизменная стилевая черта творчества А. Блока. Отталкиваясь от языковых инвариантов, художник приходит к такой разветвленной системе вариантов, что она образует относительно самостоятельную подсистему поэтического идиолекта А. Блока, способствующую созданию «действенной» поэтической формы.

Еще

Синкретизм, узуальные и окказиональные субстантивы, символизм

Короткий адрес: https://sciup.org/14729432

IDR: 14729432

Список литературы Синкретичные явления в поэзии А. Блока

  • Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1979. 270 с
  • Баудер А.Я. Функционирование синкретичного слова//Функционирование языковых единиц и категорий. Таллинн, 1988. С. 30-42
  • Белый А. Символизм. М.: Мусагет, 1910. 633 с
  • Блок А.А. О назначении поэта//Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1962а. Т. 6. С. 160-168
  • Блок А.А. Ответ Мережковскому//Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1962б. Т. 5. С. 442-445
  • Бор Н. Единство знаний//Бор Н. Избранные научные труды: в 2 т. М.: Наука, 1971. Т. 2. С.481-496.
  • Брюсов В.Я. О искусстве//Брюсов В.Я. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Худож. лит., 1975. Т. 6. С. 43-54
  • Иванов В.И. Заветы символизма//Иванов В.И. Борозды и межи. М.: Мусагет, 1916а. С.119-144
  • Иванов В.И. Мысли о символизме//Иванов В.И. Борозды и межи. М.: Мусагет, 1916б. С. 145-159
  • Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М.: Наука, 1985. 272 с
  • Розенфельд Л. Развитие принципа дополнительности//Нильс Бор. Жизнь и творчество: сб. ст. М.: Наука, 1967. С. 61-87
  • Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.: Наука, 1977. 204 с
  • Соловьев В.С. Идея человечества у Августа Конта//Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 10 т. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1913. Т. 9. С. 172-193
  • Штайн К.Э. Гармония поэтического текста: Склад. Ткань. Фактура. Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2006. 646 с
  • Штайн К.Э., Петренко Д.И. Филология: История. Методология. Современные проблемы. Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2011. 916 с
  • Штайн К.Э., Петренко Д.И. Гармония и симметрия. Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2015. 704 с
  • Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм, символизм. М.: Прогресс, 1978. 232 с
Еще
Статья научная