Системный киноанализ фильмов «Ведьма» и «Маяк» режиссера Роберта Эггерса
Автор: Ветошкина Ю.В., Гаврилов Л.К.
Журнал: Сервис plus @servis-plus
Рубрика: Культура и цивилизация
Статья в выпуске: 2 т.17, 2023 года.
Бесплатный доступ
Основным предметом исследования данной статьи стали фильмы ужасов или хорроры. В качестве исследуемых фильмов выбраны киноленты американского режиссера и сценариста Роберта Эггерса - «Ведьма» (2015) и «Маяк» (2019). Эти фильмы признаны сообществом кинокритиков и зрителей, удостоены высоких наград. Жанр ужасов или хорроров развивался на протяжении всего XX века и на данный момент занимает особое место в современной культуре. Интерес к фильмам ужасов заключается не только в том, что они оказывают сильное воздействие на зрителя, но и в том, что фильмы отражают актуальные социальные, политические и культурные проблемы. Генезис жанра хоррора - это история изменений сюжетов, режиссерских приемов, акцентов, происходящих под влиянием преобразований в социокультурной ситуации. Системный подход (Г. Корте), который мы выбираем в качестве основного аналитического метода, позволяет вскрыть изменения как в самом жанре хоррора, так и в культуре, в рамках которой он существует. Это становится возможным благодаря рассмотрению внутренней структуры фильма и контекста его возникновения. В результате мы обнаруживаем, что фильмы ужасов, в нашем случае фолк-хорроры «Ведьма» и «Маяк», репрезентируют вечные и в тоже время современные проблемы человечества: насилие и жестокость в детско-родительских отношениях, кризисное состояние семьи, угнетение слабых, проблемы в выстраивании партнерской и дружеской коммуникации.
Фильмы ужасов, хорроры, фолк-хорроры, постхорроры, киноанализ, системный метод, роберт эггерс, гельмут корте
Короткий адрес: https://sciup.org/140301518
IDR: 140301518 | DOI: 10.5281/zenodo.8232307
Список литературы Системный киноанализ фильмов «Ведьма» и «Маяк» режиссера Роберта Эггерса
- Барт Р. Проблема значения в кино // Система моды. Статьи по семиотике культуры: сб. ст. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. С. 358–365.
- Жижек С. То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока). Пер. с англ., слов. / Группа переводчиков. М.: Издательство «Логос», 2004, 336 с.
- Ионов А. Ю. «Жуткое» Фрейда и жанр ужасов в кино [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhutkoe-freyda-i-zhanr-uzhasov-v-kino (дата обращения: 11.05.2023).
- Иоскевич Я. Б. Методология анализа фильма: (Становление систем. подхода в киноведении). Ленинград: ЛГИТМИК, 1978, 119 с.
- Кожокару Т. И. К вопросу о методологии анализа фильма // Артикульт. 2021. №4(44). С. 118-148. DOI: 10.28995/2227616520214118148.
- Комм Д. Е. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. СПб.: БХВ-Петербург, 2012, 224 c.
- Корте Г. Введение в системный киноанализ с примерами исследований на материале фильмов «Заб-риски Пойнт» (Антониони, 1969), «Мизери» (Райнер, 1990), «Список Шиндлера» (Спилберг, 1993), «Ромео и Джульетта» (Лурман, 1996) [Текст] / авторы исслед. П. Дрекслер, Г. Корте, Г.-П. Роденберг, Й. Тиле; пер. с нем. М. Юдсон, Е. Смирновой (ч. вторая, гл. II, III); под науч. ред. И. Кушнаревой; предисл. А. Павлова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018, 360 с. — (Исследования культуры).
- Кьеркегор С. Понятие страха / Пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева. 2-е изд. М.: Академический проект, 2014, 224 с. — (Философские технологии).
- Мазин В. А. Сновидение кино и психоанализа. СПб: Скифияпринт, 2012, 256 с.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. К. М. Долгова / Под ред. Р. Ф. Додельцева. М.: Республика, 1995, 400 с.
- Чубаров И. Исключенные: логики социальной стигматизации в массовом кинематографе [Электронный ресурс] // Философско-литературный журнал «Логос». 2014. №5 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/isklyuchennye-logiki-sotsialnoy-stigmatizatsii-v-massovom-kinematografe (дата обращения: 11.05.2023).
- Шпренгер Я. Молот ведьм / Якоб Шпренгер, Генрих Крамер; [пер. с лат. Н. Цветкова]. Москва: Издательство «Э», 2017, 480 с.
- Carroll N. The Philosophy of Horror: Or, Paradoxes of the Heart. Routledge, 1990. 272 p.
- Wood R., Grant B.K., Lippe R. Robin Wood on the horror film: collected essays and reviews. Detroit: Wayne State University Press, 2018.