"Событие" и "дискурс" как ключевые понятия постмарксистской философии
Автор: Белянская Лариса Владимировна
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Научные сообщения
Статья в выпуске: 4 (34), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрывается значение понятий «событие» и «дискурс» в философии постмарксизма. Показывается, что данные понятия являются ключевыми в неэссенциалистском и несубстанциалистском понимании общества, характерном для современного постмарксизма. Автор анализирует труды Алена Бадью, Эрнесто Лаклау и Шанталь Муфф, демонстрируя, как марксистский объективизирующий подход к изучению общества в постмарксизме сменяется конструктивистским. Исследование показывает, что постмарксисты понимают историю общества не как историю борьбы классов, а как историю смены дискурсов, находящихся в агонических отношениях. В статье утверждается, что постмарксисты не ставят перед собой задачи найти уже существующую социальную группу, способную стать источником революционного движения, как это делали когда-то марксисты и неомарксисты. Их цель - показать, что такие группы можно сконструировать на основе либо общей веры в революционные события, либо благодаря революционизирующей дискурсивной практике. Многообразие событий и дискурсов, по мысли постмарксистов, - залог многообразия публичных пространств и агонических коммуникаций в децентрированном обществе. Понятия «событие» и «дискурс» позволяют постмарксистам акцентировать внимание на неэссенциальности, несубстанциальности и динамичности социального и политического и при этом не отказываться от идей Единого и Универсального.
Постмарксизм, универсализм, теория дискурса, событие, социальное конструирование
Короткий адрес: https://sciup.org/14974990
IDR: 14974990 | DOI: 10.15688/jvolsu7.2016.4.19
Список литературы "Событие" и "дискурс" как ключевые понятия постмарксистской философии
- Бадью, А. Апостол Павел. Обоснование универсализма/А. Бадью; пер. с фр. О. Головой. -М.; СПб.: Моск. филос. фонд: Унив. кн., 1999. -94 с.
- Бадью, А. Философия и событие. Беседы с кратким введением в философию Алена Бадью/А. Бадью. -М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2013. -192 с.
- Барбарук, Ю. В. Постмарксизм/Ю. В. Барбарук//Знание. Понимание. Умение. -2011. -№ 4. -С. 278-279.
- Гегель, Г. В. Ф. Лекции по философии религии/Г. В. Ф. Гегель//Философия религии. В 2 т. Т. 1. -М.: Мысль, 1975. -C. 205-530.
- Дьяков, А. В. Жак Лакан. Фигура философа/А. В. Дьяков. -М.: Территория будущего, 2010. -560 с.
- Ерохов, И. А. Грамшианская теория гегемонии в перспективе современной социально-политической критики/И. А. Ерохов//Политико-философский ежегодник. -М.: ИФРАН, 2008. -Вып. 1. -С. 71-87.
- Жижек, С. Возвышенный объект идеологии/С. Жижек; пер. с англ. В. Софронова. -М.: Художественный журнал, 1999. -236 с.
- Жижек, С. Хрупкий Абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие/С. Жижек; пер. с англ. В. Мазина. -М.: Худ. журн., 2003. -178 с.
- Лакан, Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе/Ж. Лакан; пер. с фр. А.К. Черноглазова. -М.: Гнозис, 1995. -192 с.
- Лаклау, Э. Невозможность общества/Э. Лаклау//Логос. -2003. -№ 4-5 (39). -С. 54-57.
- Муфф, Ш. Демократия в многополярном мире/Ш. Муфф//Прогнозис. -2009. -№ 2 (18). -С. 59-71.
- Laclau, E. Hegemony and socialist strategy: towards a radical democratic politics/E. Laclau, Ch. Mouffe; transl. by W. Moore and P. Cammack. -L.: Verso, 1985. -197 p.
- Žižek, S.The monstrosity of Christ: paradox or dialectic?/S. Žižek, J. Milbank; Cr. Davis (ed.). -Cambridge, MA: MIT, 2009. -311 p.