Старинная французская сюита: сарабанда как вокально-инструментальный жанр
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросам тесной взаимосвязи французской просодии, музыки и танца, а также возникновению такого жанра как «танец с пением» (danse chantée) во второй половине XVII века при французском дворе. Рассматриваются различные пути возникновения жанра: от инструментальной пьесы к песне или танцу с пением и наоборот. На примере сарабанды раскрываются некоторые особенности danse chantée в контексте риторичности эпохи барокко. В статье также содержатся результаты поиска атрибуций стихотворений и музыки сарабанд Жака Шамбоньера, а также гавота Луи Куперена в качестве сравнения. Взгляд на сарабанду как на инструментальную пьесу, прототипом для которой служил не только танец, но и песня, а также дальнейший более глубокий анализ дает новый ключ к осмыслению жанра. Наличие поэтических текстов к конкретным инструментальным пьесам не только выявляет их связь с вокальным жанром, но и делает более очевидной необходимость имплицирования законов просодии и пения при исполнении на инструменте в рамках барочной традиции.
Музыка барокко, старинная французская сюита, сарабанда, шамбоньер
Короткий адрес: https://sciup.org/147233390
IDR: 147233390 | DOI: 10.14529/ssh200111
Список литературы Старинная французская сюита: сарабанда как вокально-инструментальный жанр
- Алексеев, А. История фортепианного искусства / А. Алексеев. — 2-е изд. — Москва : Музыка, 1988.
- Алексеев, А. Из истории фортепианной педагогики : хрестоматия /А. Алексеев. — Киев, 1974.
- Баранова, Т. Танцевальная музыка эпохи Возрождения / Т. Баранова //Музыка и хореография современного балета. — Вып. 4. — Москва, 1982.
- Друскин, М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI—XVIII веков /М. Друскин. — Ленинград : Музгиз, 1960.
- Друскин, М. Очерки по истории танцевальной музыки /М. Друскин. — Ленинград, 1936.
- Захарова, О. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приемы / О. Захарова. — Москва, 1983.
- Иванов-Борецкий, М. В. Материалы и документы по истории музыки / М. В. Иванов-Борецкий. — Т. 2. — Москва, 1934.
- Копырина, М. В. Об исторической роли латыни в формировании и развитии французского языка / М. В. Копырина //Вестник Шадринского гос. пед. инст. — 2013. — № 3.
- Кюрегян, Т. С. Танцевальная музыка / Т. С. Кю-регян //Музыкальная энциклопедия. — Т. 5. — Москва : Советская Энциклопедия, 1981.
- Пылаева, Л. Французский danse chantée как воплощение риторики барокко /Л. Пылаева //Музыка и танец. Старинная музыка. — 2009. — № 4(46).
- Bacilly, В. de. Recueil des plus beaux vers qui ont esté mis en chant/В. de Bacilly. — Paris, 1668.
- Ballard, C. Brunetes ou petits airs tendres avec les doubles et la basse continue, meslees de chansons a danser : en 3 vol. / C. Ballard. — Paris, 1703—1711.
- Couperin, F. Pieces de clavecin /F. Couperin. — Liv. III. — Paris : A. Durand&Fils.
- Dance // The New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2001.
- Hilton, W. Dance and music of court and theater / W. Hilton. — London : Pendragon Press, 1997.
- Hudson, R. Sarabande /R. Hudson, M. E. Little // The New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2001.
- Mellers, W. Bach and the Dance of God / W. Mellers. — New York, 1981.
- Oeuvres Completes de Chambonnieres /P. Brunold, A. Tessier. — Paris, 1925.
- Ozanam, J. Dictionnaire mathematique, ou idée generale des mathematiques. Dans lequel l'on trouve, autre les Termes de cette science, plusieurs Termes des Arts & des autres sciences / J. Ozanam. — Paris, 1691.
- Pougin, A. Dictionnaire historique et pittoresque du théâtre et des arts qui s'y rattachent: poétique, musique, danse, pantomime, décor, costume, machinerie, acrobati-sme... /A. Pougin. — Paris, 1885.
- Pure, M. de. Idee des spectacles anciens et noveaux M. de. Pure. — Paris, 1668 // B. B. Mather. Dance rhythms of the French Baroque. A Handbook for performance. — Bloomington, 1987.
- Rousseau, J. J. Dictionnaire de musique / J. J. Rousseau. Paris, 1768.