Стихотворение Н. Гумилева "Лесной пожар": становление поэтики адамизма
Автор: Чевтаев Аркадий Александрович
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Филология
Статья в выпуске: 5 (166), 2017 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается структурно-семантическая организация стихотворения Н. С. Гумилева «Лесной пожар» (1909), вошедшего в состав третьей книги стихов поэта «Жемчуга» (1910). В период создания данного поэтического сборника в творческом сознании Гумилева намечается поворот от символистского мировосприятия к новой поэтике, впоследствии концептуально оформившейся в парадигму акмеистического видения мира, одной из ключевых идеологем которого оказывается адамизм. Адамистический смысл рассматриваемого стихотворения формируется посредством нарративной репрезентации гибельного разгула природной стихии. Пожар в африканском лесу получает здесь статус апокалиптической катастрофы, так как его гибельному воздействию подвергаются иерархически упорядоченные формы жизни, одновременно воспроизводящие и эволюционную логику развития живого, и онтологический процесс тварности сущего: от флоры через фауну к человеку. В структуре текста актуализируется идеологема причастности человеческого «я» природно-доисторическим ритмам бытийного движения универсума. Первенство человеческого погружения в апокалиптический огонь лесного пожара, маркированное смертью, становится знаком адамистического «возвращения» к тварной первозданности мира. Первым погибая в природном катаклизме, человек мортально вовлекается в единый процесс существования. Соответственно, поэтика адамизма в «Лесном пожаре» представлена имплицитно и связана не столько с библейским смыслом Адама, сколько с идеей тварного родства человека и природы. Вскрытие первозданной сущности человеческого «я» в событии катастрофической смерти маркирует начальный этап формирования адамисти-ческой концепции в поэзии Гумилева.
Н. гумилев, адамистический код, лирическое сюжетостроение, нарративность, система персонажей, художественный универсум
Короткий адрес: https://sciup.org/14751206
IDR: 14751206
Список литературы Стихотворение Н. Гумилева "Лесной пожар": становление поэтики адамизма
- Баскер М. Ранний Гумилев: Путь к акмеизму. СПб.: РХГИ, 2000. 160 с.
- Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. М.: Русские словари, 2003. С. 69-263.
- Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996. 335 с.
- Богомолов Н. А. Гумилев и оккультизм//Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М.: НЛО, 2000. С. 113-144.
- Верховский Ю. Н. Путь поэта. О поэзии Н. С. Гумилева//Н. С. Гумилев: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2000. С. 505-550.
- Дубовцев А. Н. Эсхатологический миф в прозе Н. С. Гумилева (на материале рассказа « Девкалион»)//Известия Уральского федерального университета. 2014. Сер. 2. Гуманитарные науки. № 2 (127). С. 128-132.
- Красильников Р. Л. Танатологические мотивы в художественной литературе (Введение в литературоведческую танатологию). М.: Языки славянской культуры, 2015. 488 с.
- Лекманов О. А. Книга об акмеизме//Книга об акмеизме и другие работы. Томск: Водолей, 2000. С. 7-184.
- Лукницкий П. Н. Труды и дни Н. С. Гумилева. СПб.: Наука, 2010. 893 с.
- Соколова Д. В. Поэтическая фауна Н. С. Гумилева//Вестник Московского государственного университета. 2006. Сер. 9. Филология. № 1. С. 129-137.
- Чеснялис П. А. Аграрная метафора в адамистической лирике В. Нарбута и М. Зенкевича//Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 11. С. 39-41.
- Якунин А. В. Антиномия духовного и телесного в суггестивно-выразительной композиции поэтических текстов Н. С. Гумилева//Проблемы художественной антропологии. Тара, 2009. С. 149-156.
- Rusinko E. Adamism and Acmeist Primitivism//Slavic and East European Journal. 1988. Vol. XXXII. P 84-97.
- Rusinko E. The "Two Adams": Gumilev’s Creative Personality//Nikolaj Gumilev 1886-1986: Papers from The Gumilev Centenaky Symposium. Oukland, California: Berkeley Slavic Specialties, 1987. P. 243-268.