Трансграничные связи российских мусульман и их оценка советскими органами государственной безопасности в 1920-е годы

Автор: Гусева Юлия Николаевна

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: Российская государственность

Статья в выпуске: 56, 2018 года.

Бесплатный доступ

В центре внимания автора - неформальные и формализованные контакты представителей национально-религиозной элиты тюрко-исламского мира России, проживавших в Петрограде, Москве и Казани, с татарами Германии и Финляндии. Содержание взаимодействий - финансовая, организационная подпитка и обмен разноплановыми идеями. На основании свидетельств внешних и внутренних наблюдателей, прежде всего матери- алов разведки, содержащихся в фонде Восточного отдела ГПУ-ОГПУ, выстраивается архитектура связей, каналов взаимовлияния. С целью анализа потенциальной и реальной эффективности обмена предлагается таблица, отражающая рассматриваемые неформальное сетевое взаимодействие мусульман Советской России с эмигрантскими кругами и местными верующими. Выводы статьи содержат сравнительный анализ принципиальных подходов российских властей в имперский и советский период в отношении данного явления. Устанавливается преемственность оценок и дальнейшее углубление негативного восприятия национально-религиозной элиты, оказавшейся за рубежом, а также отсутствие явных попыток со стороны Восточного отдела (в отличие от зарубежных спецслужб) оказывать непосредственное систематическое влияние на мигрантов. Делается вывод о несостоятельности идеи о формировании заграничного движения в защиту Идель-Урала, которая в 1930-е гг. станет серьезным основанием для репрессий в отношении национально-религиозных лидеров татар Волго-Уральского региона.

Еще

Мусульмане в России, татары, волго-уральский регион, тюркско-татарская эмиграция, панисламизм, идель-урал, советская разведка, советская контрразведка, огпу

Короткий адрес: https://sciup.org/149127002

IDR: 149127002   |   DOI: 10.24411/2072-9286-2018-00013

Список литературы Трансграничные связи российских мусульман и их оценка советскими органами государственной безопасности в 1920-е годы

  • Гилязов И.А. Контакты российских татар-мусульман с Западной Европой: поиск новых цивилизационных ориентиров?//Ислам в Евразии: Современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. Москва, 2001. С. 136-161.
  • Гилязов И.А. Шафи Алмас -личность и судьба//Научный Татарстан. 2010. № 3. С. 106-114;
  • Биринджи А. Габдулла Баттал-Таймас: История жизни одного ученого из Казани//Научный Татарстан. 2001. № 2. С. 72-89; 2001. № 3. С. 185-190.
  • Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII -начало XX в.): Сборник материалов. Москва, 2006. С. 318.
  • Биринджи А. Габдулла Баттал-Таймас: История жизни одного ученого из Казани//Научный Татарстан. 2001. № 2. С. 89.
  • Сенюткина О.Н. Нижегородские корни татаро-мишарской общины Финляндии//Ислам на Нижегородчине: Энциклопедический словарь.
  • Нижний Новгород, 2007. С. 132-134; Беккин Р.И. Штрихи к портрету мусульманских общин на Карельском перешейке//LiteraruS -Литературное слово. 2014. № 3 (44). С. 8-14.
  • Биринджи А. Габдулла Баттал-Таймас: История жизни одного ученого из Казани//Научный Татарстан. 2001. № 2. С. 74, 85.
  • Беккин Р.И., Тагиржанова А.Н. Мусульманский Петербург: Исторический путеводитель: Жизнь мусульман в городе на Неве и в его окрестностях. Москва; Санкт-Петербург, 2016. С. 289, 290.
  • Цвиклински С. Татары и башкиры в Германии на фоне катаклизмов XX в.//Диаспоры. 2005. № 2. С. 81-95.
  • Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: Начало XX века -30-е годы. Набережные Челны, 1997. С. 159;
  • Гилязов И.А. Общество поддержки российско-мусульманских студентов в Берлине, 1918 -1925//Гасырлар авазы = Эхо веков. 1996. № 3/4. С. 193-199.
  • Гусева Ю.Н. «Исламская политика» советского государства и голод начала 1920-х гг. в Поволжье: Неизвестные страницы деятельности Комиссии Центрального Духовного Управления Мусульман по борьбе с голодом//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 1-1. С. 79-83.
  • Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: Начало XX века -30-е годы. Набережные Челны, 1997. С. 64.
  • Гилязов И.А. Судьба Алимжана Идриси//Гасырлар авазы = Эхо веков. 1999. № 3/4. С. 158-172.
  • Исхаков С.М. Ахмед-Закки Валидов: Новейшая литература и факты его политической биографии//Вопросы истории. 2003. № 10. С. 147-159;
  • Гилязов И.А. Судьба Алимжана Идриси//Гасырлар авазы = Эхо веков. 1999. № 3/4. С. 158-172;
  • Гусева Ю.Н. Организация «Джамият-Ашарихуль-Исламия» в контексте «мусульманской» политики советского государства (1928 г.)//Гасырлар авазы = Эхо веков. 2013. № 3/4 (72/73). С. 61-66.
  • Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: Начало XX века -30-е годы. Набережные Челны, 1997. С. 64.
  • Исхаков С.М. Ахмед-Закки Валидов: Новейшая литература и факты его политической биографии//Вопросы истории. 2003. № 10. С. 147-159.
  • Исхаков С.М. Вопросы истории тюркских народов первой четверти XX века в неопубликованных трудах Мухамметгаяза Исхаки//Гасырлар авазы = Эхо веков. 2000. № 3/4. С. 29-37.
  • Исхаков С.М. Ахмед-Закки Валидов: Новейшая литература и факты его политической биографии//Вопросы истории. 2003. № 10. С. 147-159.
  • Касымов Г. Пантюркистская контрреволюция и ее агентура -султангалиевщина. Казань, 1931. С. 53.
  • Гилязов И. А., Гатауллина Л.Р. Российские солдаты-мусульмане в германском плену в годы Первой мировой войны. Казань, 2014.
  • Гусева Ю.Н. Деятельность мусульманского движения «Ахмадийа» в 20-е гг. XX в.//Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2013. № 5. С. 67-74.
  • Сенюткина О.Н. Тюркизм как историческое явление (на материалах истории Российской империи 1905 -1916 гг.). Нижний Новгород, 2007. С. 109.
  • Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: Начало XX века -30-е годы. Набережные Челны, 1997. С. 60.
Еще
Статья научная