У войны - женское лицо. Образ женщины в советском военно-патриотическом кино периода оттепели (1954-1964)

Автор: Колесникова А.Г.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 1, 2024 года.

Бесплатный доступ

Цель статьи - выявить основные черты, из которых складывается образ женщины в военно-патриотическом кино о Великой Отечественной войне на больших экранах СССР в 1954-1964 гг. В последние годы чрезвычайно вырос интерес ученых (социологов, историков, искусствоведов и культурологов) к исследованию проблем отражения исторического прошлого в киноискусстве. В исследовании проводится краткий анализ художественных фильмов, снятых советскими режиссерами в период Оттепели. Опираясь на методы визуальной антропологии и имагологический инструментарий, определяется образ советской женщины на войне, а также особенности его репрезентации, отвечающие историческим реалиям эпохи либерализации общественных отношений. Именно в эпоху Оттепели в советском киноискусстве был изменен подход к военному жанру: теперь на переднем плане оказываются не монументальные идейные ценности, не рельефный героизм военных фильмов 1941-1945 гг., а жертвы и тяготы войны, испытания и лишения, разрушенные судьбы миллионов советских людей.

Еще

Великая отечественная война, образ женщины, советский художественный кинематограф, женщина на войне, оттепель, советское общество, холодная война, десталинизация в ссср

Короткий адрес: https://sciup.org/149144764

IDR: 149144764   |   DOI: 10.24158/fik.2024.1.13

Список литературы У войны - женское лицо. Образ женщины в советском военно-патриотическом кино периода оттепели (1954-1964)

  • Ерохина Т.И., Тирахова В.А. Архетипические основания репрезентации образа России: «Чистое небо» Г. Чухрая // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 320-324.
  • Кнэхт Н.П. Эволюция образа советский женщины в российском кинематографе: история и современность // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2020. № 2 (26). С. 153-159. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2020-2-153-159.
  • Кожокару Т.И. К вопросу о методологии анализа фильма // Артикульт. 2021. № 4 (44). С. 118-148. https://doi.org/10.28995/2227-6165-2021 -4-118-148.
  • Колесникова А.Г. У войны - женское лицо. Образ женщины в советском военном кино периода «малокартинья» // Новый исторический вестник. 2023. № 1 (75). С. 114-123. https://doi.org/10.54770/20729286_2023_1_114.
  • Косинова М. И., Аракелян А. М. Советский кинопрокат и кинопоказ в эпоху «Оттепели». Возрождение киноотрасли // Экономика и сервис. 2015. Т. 9, № 4. С. 17-25. https://doi.org/10.12737/ 14569.
  • Косинова М.И. Кинорепертуар и зрительские предпочтения в эпоху «Оттепели» в России // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 293-303. https://doi.org/10.17805/zpu.2015A28.
  • Мищенко Т.А. Женщины из советских фильмов (по материалам журнала «Советский экран» 1960-1968 гг.) // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 2 (2). С. 132-136.
  • Пушкарева Н.Л., Битокова Т.В. Женская городская повседневность второй половины 1950-х - начале 1960-х гг. в советской и постсоветской историографии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021. Т. 20, № 2. С. 305-320. https://doi.org/10.22363/2312-8674-2021-20-2-305-320.
  • Рейфман Б.В. Формы реалистического обобщения в советском кино времен «Оттепели»: фильмы о войне и фильмы о «современности» // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 4 (41). С. 40-51. https://doi.org/10.52173/2079-1100_2020_4_40.
  • Торбург М.Р., Добронравов С.В. Эволюция образа женщины-руководительницы в советском кино // Женщина в российском обществе. 2021. № 3. С. 127-134. https://doi.org/10.21064/WinRS.2021.3.10.
  • Rojavin M., Harte T. Women in Soviet Film: The Thaw and Post-thaw Periods. Routledge, 2017. 216 p.
Еще
Статья научная