У войны - женское лицо: образ женщины в советском военном кино периода "малокартинья"

Автор: Колесникова Александра Геннадьевна

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: Память культуры

Статья в выпуске: 1 (75), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрываются основные черты, из которых складывается образ советской женщины периода Великой Отечественной войны, представленный на экранах кинотеатров в послевоенные годы. В современных условиях чрезвычайно вырос интерес отечественных исследователей (историков, искусствоведов и культурологов) к гендерной проблематике, однако женские образы в кинофильмах на военную тему, снятых в период послевоенного «малокартинья», еще не стали предметом самостоятельного историко-культурного исследования. Главное внимание в статье уделено четырем художественным фильмам, снятым советскими режиссерами в период с 1948 по 1950 гг. Опираясь на исследовательские методы военной антропологии, визуальной антропологии и имагологии, автор статьи освещает основные механизмы репрезентации образа советской женщины, отвечающие историческим реалиям послевоенного времени. Автор приходит к выводу, что в целом эти фильмы несут в себе отпечаток предыдущих, военного времени, лекал визуализации женщины на Великой Отечественной войне, однако в них появляются первые признаки перехода к культурно-историческому содержанию женских кинообразов, характерных для военно-патриотического направления в киноискусстве времен Холодной войны и оттепели. Женские образы в целом становятся мягче, пластичнее, все чаще выполняют функцию опорных для раскрытия образов мужских персонажей кинофильмов. Женские кинообразы периода «малокартинья» призваны были сохранить память о Великой Отечественной войне в том виде, в котором эта война отразилась в массовом сознании общества непосредственно в периоды военных действий и в виде опосредованной художественной рефлексии создателей послевоенных кинолент.

Еще

Великая отечественная война, послевоенный сталинизм, культура, кинематограф, кинематографический образ, репрезентация образа, культурная память, женщина, женская история

Короткий адрес: https://sciup.org/149142516

IDR: 149142516   |   DOI: 10.54770/20729286_2023_1_114

Список литературы У войны - женское лицо: образ женщины в советском военном кино периода "малокартинья"

  • Колесникова А.Г. У войны - женское лицо: Образ женщины в советском художественном кино периода Великой Отечественной войны (1941 - 1945) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2021. № 4 (8). С. 57-69.
  • Лямзин А.В. Базовые образы Великой Отечественной войны в советском и постсоветском кинематографе как элементы национальной российской идентичности // История и современное мировоззрение. 2019. № 1. С. 73-80.
  • Репина Л.П. События и образы прошлого в исторической и культурной памяти // Новое прошлое / The New Past. 2016. № 1. С. 82-99.
  • Завершинская Н.А. Тематизация памяти о "женщине на войне" в современных деконструкциях событий Второй мировой войны // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Т. 17. № 2. С. 82-98.
  • Гудков Л.Д. Время и история в сознании россиян (Часть 1) // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. № 3 (101). С. 84-102.
  • Сенявская Е.С. Противники России в войнах XX века: Эволюция "образа врага" в сознании армии и общества. Москва; Ульяновск, 2006.
  • Орлова А.С. Способы воплощения "образа врага" в советском киноискусстве 1940-х годов (на материале художественных фильмов о Великой Отечественной войне) // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. № 4. С. 27-31.
  • Косинова М.И. Советская кинофикация и кинопрокат во второй половине 1940-х годов: "Трофейное кино" - спасение киноотрасли в период "малокартинья" // Сервис plus. 2015. Т. 9. № 3. С. 59-69.
  • Власть и художественная интеллигенция: Документы ЦК РКП(б) -ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике, 1917 - 1953. Москва, 1999. С. 598-602.
  • Кожокару Т.И. К вопросу о методологии анализа фильма // Артикулы. 2021. № 4 (44). С. 118-148.
Еще
Статья научная